Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры

Кляйн Кельвин

Кляйн Ке́львин, Кельвин Ричард Кляйн (Calvin Richard Klein) (род. 19.11.1942, Нью-Йорк), американский дизайнер одежды. Во 2-й половине 1950-х гг. учился в Школе промышленного искусства (ныне Высшая школа искусства и дизайна), затем в Технологическом институте моды (1959–1962) в Нью-Йорке. Начал карьеру ассистентом дизайнера Д. Миллстайна (1962–1964). Вместе с ним посещал Недели мод в Париже, где изучал европейские тенденции: зарисовывал наряды, демонстрировавшиеся на подиумах. Затем работал в фирме Halldon, производившей верхнюю одежду из искусственного меха.

Модель женской одежды. Дизайнер: Кельвин Кляйн. 1978Модель женской одежды. Дизайнер: Кельвин Кляйн. 1978.В конце 1967 г. вместе с другом детства, бизнесменом Б. Шварцем основал бренд . На первую небольшую женскую коллекцию пальто и платьев (1968) обратила внимание руководительница сети модных универмагов Bonwit Teller М. Кастин и сделала крупный заказ для продажи этих изделий в отделе молодёжной одежды Miss Bonwit. Массовую известность бренду принесла фотография модели С. Шёнберг в пальто Calvin Klein на обложке журнала Vogue в сентябре 1969 г.

Модель женской одежды. Дизайнер: Кельвин Кляйн. Коллекция весна/лето 1997Модель женской одежды. Дизайнер: Кельвин Кляйн. Коллекция весна/лето 1997.Кляйн – ведущий представитель минимализма в американской моде 1970-х – 1990-х гг.: он отдаёт предпочтение лаконичным фасонам и нейтральным оттенкам. Исключением стала коллекция 1997 г., дополненная цветными акцентами.

Продуманные рекламные кампании создали модному дому Кляйна провокационный имидж. Линия CK Jeans (1976) приобрела популярность в 1979 г. после размещения на билборде на Таймс-сквер в Нью-Йорке фотографии супермодели П. Хансен, одетой в джинсы. В 1980 г. фотограф снял серию эпатажных рекламных роликов с пятнадцатилетней актрисой и моделью Б. Шилдс. В одном из них она задаёт зрителю вопрос: «Хочешь знать, что разделяет меня и мои джинсы Calvin Klein? Ничего» (). Часть телеканалов запретила трансляцию этого ролика, другая перенесла её на позднее время, однако благодаря возникшей вокруг него общественной дискуссии джинсы превратились из повседневной одежды в предмет модного гардероба.

Брук Шилдс в рекламной кампании джинсов Calvin Klein. 1980Брук Шилдс в рекламной кампании джинсов Calvin Klein. 1980.В 1977 г. Кляйн обратился к созданию мужских коллекций. В 1982 г. он представил нижнее бельё с широкой брендированной резинкой. В рекламе снялся легкоатлет (прыжки с шестом) Т. Хинтнаус, фотографом выступил Б. Вебер. До этого мужское бельё не позиционировалось как дизайнерская одежда, теперь же модным стало носить брюки так, чтобы была видна резинка трусов с надписью Calvin Klein. Так бренд способствовал зарождению . Нижнее бельё этой компании носил главный герой фильма (1985, режиссёр ) Марти Макфлай в исполнении актёра М. Дж. Фокса, и надпись на трусах шутливо обыграна в сцене, где героиня Лоррейн Макфлай приняла её за имя самого Марти. В 1983 г. К. Кляйн запустил женскую коллекцию белья, адаптировав под неё мужские трусы-боксёры.

Марк Уолберг и Кейт Мосс в рекламной кампании нижнего белья Calvin Klein. 1992Марк Уолберг и Кейт Мосс в рекламной кампании нижнего белья Calvin Klein. 1992.Период 1990-х гг. стал временем утверждения стиля унисекс: минималистичная одежда Кляйна одинаково органично смотрелась как на юношах, так и на девушках. В рекламной кампании для аромата унисекс CK One (1994) снялись одетые в схожую одежду модели обоих полов; бутылочка парфюма получила форму фляги с характерной крышкой. Снимки были вдохновлены фотографией Р. Аведона «Энди Уорхол и члены [студии] "Фабрика" 30 октября 1969 г.» (1969). «Лицом» аромата стала супермодель К. Мосс – воплощение красоты и моды на «героиновый шик».

Помимо Аведона, Кляйн сотрудничал и с другими известными фотографами: Х. Ритцем, М. Сорренти, С. Майзелом, Д. Симсом и др. Б. Вебер снял для бренда Calvin Klein рекламу парфюма Obsession (конец 1980-х – начало 1990-х гг.) и джинсов с сидящей на мотоцикле моделью и киноактрисой К. Отис (1991).

С 1980-х гг. компания Calvin Klein активно продавала лицензии на производство товаров своего бренда, росли продажи парфюмерии, солнцезащитных очков, нижнего белья и др. Однако в середине 1990-х гг. вокруг модного дома разразился скандал: в фотографиях С. Майзела для рекламной кампании джинсов (1995) усмотрели детскую , ФБР начало расследование. Ряд издательств отказались от сотрудничества с Кляйном. Дело прекратили лишь после того, как дизайнер доказал, что участвовавшие в съёмках модели были совершеннолетними.

В 2003 г. корпорация Phillips-Van Heusen (с 2011 – PVH) приобрела компанию Calvin Klein; сам К. Кляйн остался в должности помощника креативного директора, но постепенно отошёл от дел.

Рекламная съёмка для парфюма CK One. Модный дом Calvin Klein. 1994Рекламная съёмка для парфюма CK One. Модный дом Calvin Klein. 1994.

Его преемниками стали дизайнеры Ф. Коста (женская коллекция) и И. Зуккелли (мужские товары). В 2016–2018 гг. на посту креативного директора их сменил . Под его руководством основная линия бренда получила название Calvin Klein 205W39NYC, которое отсылает к адресу штаб-квартиры компании в годы руководства Кляйна (205 West 39th Street New York City). В марте 2019 г. корпорация PVH объявила, что прекращает создавать коллекции под этим брендом и закрывает дизайн-студии в Нью-Йорке и Милане, однако продолжит выпускать бельё, джинсы и парфюмерию. В 2020 г. главой компании стала дизайнер Дж. Ломакс.

В 2017 г. К. Кляйн опубликовал книгу «Calvin Klein», в которой представил обзор своей карьеры.

Премия американских модных критиков Coty (1973, 1974, 1975), с 1975 г. – в Зале славы Coty; премия Джеффри Бина Совета модельеров Америки за вклад в развитие дизайна (2001).

  • Дизайнеры одежды конца 20 – 21 вв.
  • Дизайнеры одежды