Кейдж Джон
Кейдж Джон, Джон Милтон Кейдж (John Milton Cage) (5.9.1912, Лос-Анджелес – 12.8.1992, Нью-Йорк), американский композитор, график. Член Американской академии искусств и наук (1978).
Один из крупнейших представителей авангарда 2-й половины 20 в. В 1930 г. окончил Помона-колледж в Клермонте (штат Калифорния), брал частные уроки у Л. Леви и Р. Булига (фортепиано, 1931–1932), А. Шёнберга (полифония, композиция, 1934–1936) в Лос-Анджелесе, у А. Вайса (гармония, композиция) и Г. Кауэлла (музыка народов мира) в Нью-Йорке (1933–1934).
С 1937 г. жил в Сиэтле, писал музыку для балетных постановок и для созданного им при Корнуоллской школе ансамбля ударных («Первая конструкция [в металле]», 1939). Жил в Сан-Франциско (с 1939), Чикаго (с 1941), Нью-Йорке (с 1942). В 1958 г. работал в Студии музыкальной фонологии в Милане, в 1978 г. – в Институте исследований и координации музыкально-акустических проблем (IRCAM) в Париже. В 1988 г. читал лекции по современной музыке в Гарвардском университете. В том же году участвовал в фестивале современной музыки «Ленинградская осень». Преподавал в Чикагском институте дизайна (1941), Блэк-Маунтин-колледже в Северной Каролине (1948, 1950, 1952), Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке (1956–1960), университетах Цинциннати (1967) и Иллинойса (1967–1969). Среди учеников и последователей: Д. Берман, Дж. Брехт, Э. Браун, К. Вулф, А. Капроу, М. Фелдман, Л. Кросс, Г. Мамма, Эл Хансен, Д. Хиггинс.
Сотрудничал с хореографом М. Каннингемом, поэтами Ч. Олсоном и М. Ричардс, художниками М. Дюшаном, М. Грейвсом, В. де Кунингом, М. Эрнстом, Р. Раушенбергом, Дж. Джонсом, Р. Мазервеллом, М. Тоби, композиторами Л. Берио, П. Булезом, Л. Харрисоном, К. Штокхаузеном, Л. Хиллером.
Художественно-эстетическая концепция композитора сложилась в значительной мере под влиянием дзен-буддизма (Кейдж изучал его в Колумбийском университете в 1947–1949), обусловившего культ тишины, большое значение медитативного, иррационально-интуитивного начал, принципа случайности в его музыке. В 1950-х гг. на основе «И цзин» разработал «метод случайных действий» («Музыка перемен», 1952; «Воображаемый пейзаж № 4 [12 радиоприёмников]», 1951).
В музыкальных произведениях воплощал идеи индетерминизма (Концерт для фортепиано и оркестра, 1958), взаимопроникновения искусства и жизни. Использовал новые, изобретённые им самим, техники композиции (25-звучных рядов, остинатных ритмических фигур, «временны́х пределов» и др.). Значительная часть сочинений создана на основе «ритмической структуры» – числового ряда, определяющего все уровни композиции. Использовал нетрадиционные способы игры на инструментах [в пьесе «Вакханалия» (1940) впервые применил т. н. подготовленное фортепиано], неевропейские ударные инструменты (серия «Конструкции»), шумы окружающей среды, различные электронные средства (серия «Воображаемые пейзажи»). Работал в области конкретной музыки («Воображаемый пейзаж № 5», «Уильямс микс», оба – 1952). В 1952 г. под впечатлением от «Белых картин» Раушенберга создал беззвучную музыкальную пьесу «4’33’’». Развивал жанр хеппенинга [«Неназванное событие» («Театральная пьеса № 1»), «Пьеса Блэк Маунтин» для чтеца, пианиста, танцора, граммофона, радиоприёмников, с показом кинофильмов, слайдов, картин, 1952; «10-часовое радиособытие "Звукодень"» для скрипки, фортепиано, голоса и 9 музыкантов, 1978]. В 1987–1991 гг. создал 5 «европер» – музыкально-сценических действ с фрагментами свыше 100 опер разных авторов 18–19 вв.
Для своих музыкальных произведений создавал графические партитуры, неоднократно представленные на художественных выставках: в галерее «Стейбл» (1958), галерее Джексона (1972; обе – в Нью-Йорке), на выставке Rolywholyover к юбилею Кейджа в Лос-Анджелесском музее современного искусства (1992). С 1970-х гг. работал над инсталляциями; исполнял также акварели, рисунки [«17 рисунков Торо» и «Партитура без партий (40 рисунков Торо): 12 хайку»; обе – 1978], гравюры (циклы «На поверхности», «Изменения и исчезновения», «Деро»; все – 1982), эстампы, литографии (иллюстрации к собственной «Книге о грибах», 1972).
Автор мезостихов (в том числе на имя Н. Слонимского, 1989).