Лейбовиц Энни
Ле́йбовиц Э́нни (Annie Leibovitz; Анна-Лу Лейбовиц, Anna-Lou Leibovitz) (род. 2.10.1949, Уотербери, штат Коннектикут), американский фотограф.
Дочь офицера Военно-воздушных сил США Сэмюэла Лейбовица (1914–2005) и танцовщицы Мэрилин Эдит Лейбовиц (1923–2007; урождённая Хайт), обучавшейся современному танцу в хореографической студии М. Грэм. В семье было шестеро детей, Энни – третья по старшинству. Её отрочество пришлось на начало Вьетнамской войны 1960–1975 гг.; в 1960-х гг. семья жила на военной базе на Филиппинах, и к этому периоду относятся самые ранние снимки Лейбовиц.
В 1967–1971 гг. училась в Институте искусств Сан-Франциско; сначала на отделении живописи, затем перевелась на курс фотографии.
В 1970–1983 гг. работала в журнале Rolling Stone. Среди её первых снимков – репортажи с протестов против Вьетнамской войны в Сан-Франциско и Беркли, портрет поэта-битника А. Гинзберга (1970). В 1973 г. Лейбовиц стала шеф-фотографом журнала, ряд материалов сделала в сотрудничестве с основателем гонзо-журналистики Х. С. Томпсоном. К этому периоду относятся одни из её самых известных работ, закрепившие за ней, помимо прочего, славу хроникёра контркультуры: репортаж об отставке 37-го американского президента Р. Никсона (1974), серия снимков из концертного тура музыкальной группы The Rolling Stones (1975), двойной портрет Дж. Леннона и Йоко Оно, снятый за несколько часов до убийства музыканта (1980; помещён на обложку журнала в январе 1981), фотография загримированной белой пудрой актрисы М. Стрип (1981).
С 1983 г. шеф-фотограф журнала Vanity Fair, с 1998 г. также сотрудничает с Vogue. В этот период традиционные глянцевые журналы утрачивали свою гегемонию над миром моды и, приглашая к сотрудничеству авторов, которые ассоциировались с молодёжным нонконформизмом, рассчитывали сохранить свою актуальность. Среди знаковых работ Лейбовиц этого периода – Вупи Голдберг в ванне с молоком (1984), обнажённая беременная Деми Мур (1991), Л. Ди Каприо с лебедем (1997). В своих лучших произведениях она преодолевает границы коммерческой съёмки, создавая запоминающиеся, проникновенные образы персонажей и эпохи. В 1980–1990-е гг. предпочитает фотографировать героев не в студии, а у них дома или на работе; съёмке предшествует знакомство с их характером и стилем жизни.
С 1986 г. работает над национальными и международными рекламными кампаниями бренда одежды Gap («Individual of Style», 1989), производителя шин Pirelli (1994), финансовой компании American Express («Portraits», 1987–1992) и др.
В 1988 г. познакомилась с писательницей и интеллектуалкой С. Зонтаг. Тесная связь с ней стала одним из ключевых факторов в жизни Лейбовиц, а вход в круг нью-йоркской интеллектуальной богемы определил её публичный имидж. В 1999 г. Лейбовиц и Зонтаг выпустили книгу «Women», где собрали несколько сотен портретов женщин разных профессий, от политиков и звёзд шоу-бизнеса до танцовщиц кабаре и шахтёрок. Фотограф поддерживала Зонтаг в борьбе с раком вплоть до её смерти в 2004 г. Публикация её посмертных портретов в прессе и альбомах стала причиной конфликта между Лейбовиц и сыном писательницы Д. Риффом.
В 1991 г. стала первой женщиной, чья персональная художественная выставка прошла в Национальной портретной галерее в Вашингтоне.
В 2006 г. опубликовала альбом «A Photographer’s Life 1990–2005», в котором не только собрала свои наиболее знаковые снимки, но и рассказала о феномене персональной известности вообще: причастная к миру светской хроники, Лейбовиц сама не раз становилась её героиней, а обстоятельства её семейной и деловой жизни неоднократно оказывались достоянием «жёлтой прессы». В альбоме результаты работы перемежаются снимками из частного архива Лейбовиц, на которых изображены члены её семьи. Все вместе они свидетельствуют о том, как тесно переплетаются сферы публичного и приватного в жизни светского фотографа. В 2011 г. созданный на основе альбома выставочный проект «Жизнь фотографа» был показан в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
Среди наиболее известных коммерческих работ 2000–2020-х гг. – серия по мотивам книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» (2003) и портрет гимнастки С. Байлз (2020) для журнала Vogue, фотографии британской королевы Елизаветы II (2007, 2016) и 44-го президента США Б. Обамы (2009), проект «Волшебные портреты Disney» (2007–2014), серия фотографий Анжелины Джоли и её приёмного сына Мэддокса (2005) и портрет Майли Сайрус (2008) для Vanity Fair. Произведения Лейбовиц отличает внимание к деталям и масштабность. Для их выполнения требуется большой бюджет.
В 2011 г. выпустила книгу «Паломничество» («Pilgrimage»), в которой с помощью фотографий и текста рассказала об американских авторах и культурных традициях, сформировавших её мировоззрение.
Командор французского ордена Искусств и литературы (2006). Почётный член Королевского фотографического общества Великобритании (2009). Премия принца Астурийского (2013; Испания).