Аудолф Пит
А́удолф Пит (Удольф, Оудолф; Piet Oudolf) (род. 27.10.1944, Харлем, провинция Северная Голландия), нидерландский ландшафтный дизайнер.
В 1960 г. бросил среднюю школу, служил моряком, работал в гостиницах Амстердама. В 1962 г., после смерти отца, вернулся в Харлем и помогал матери, оставшейся единственной владелицей кафе в Блюмендале под Харлемом; сменил несколько профессий. В 1960-х гг. устроился в садоводческий центр в г. Алкмар, где впервые заинтересовался сферой растениеводства, окончил курсы ландшафтного дизайна. В 1976 г. открыл совместно с женой Аньей Аудолф (урождённая Либбенга; в браке с 1970) ландшафтную студию в Харлеме. В 1982 г. они переехали в деревню Хюммело (провинция Гелдерланд), где открыли питомник (действовал до 2010), чтобы выращивать редкие, но хорошо подходящие для использования в садах многолетние растения, выводить новые сорта (шалфей Dear Anja, буквица лекарственная Hummelo). В 1986 г. Аудолф вновь занялся ландшафтным дизайном.
Собственный питомник позволил ему на протяжении многих лет тщательно изучать растения: их свойства, жизненные циклы, особенности соседства друг с другом. Благодаря питомнику Аудолф получил возможность использовать в ландшафтном дизайне свои любимые растения – многолетние травы, включая характерные для прерий, декоративные злаки, полевые цветы.
Аудолф принадлежит к направлению «голландская волна» («голландская волна многолетников») в садовом искусстве: его представители широко используют многолетние травянистые растения, обращают внимание не только на их цветки, но и на структуру и листья; высаживают растения более свободно, как характерно для природной среды, по сравнению с традиционными садами и парками.
Аудолф – один из основоположников и главных сторонников концепции «естественных садов». В подобных садах много местных, самовозобновляющихся травянистых многолетников и кустарников, которые до 1980-х гг. часто считались недостаточно яркими для ландшафтного дизайна. Для Аудолфа, напротив, в «невзрачности» заключается красота – в тонких изломанных стеблях, россыпи некрупных цветов, пушистых колосках. Он призывает ценить фактуру и причудливую «архитектуру» этих растений, не отдавая главную роль цветкам. В своих садах сочетает травы из Европы, Северной Америки, Азии, формирует сложный многоуровневый пейзаж с перепадами высоты растений, сменой колорита, открытыми и укромными частями. Сады Аудолфа кажутся дикими, они похожи на луга и заросли, но на самом деле всегда тщательно спланированы; благодаря глубоким знаниям автора они сохраняют задуманный им облик много лет.
Для Аудолфа важно, чтобы сад был интересен в любое время года, и этим объясняется его привязанность к многолетним травам: даже зимой, под покровом снега, они выглядят живописно, т. к. сохраняют форму и зачастую даже цветки, создавая динамичную фактуру сада. К его любимым растениям принадлежат посконник, эхинацея, баптизия.
Осенний период, когда преобладают коричневый цвет и следы увядания, Аудолф считает не менее привлекательным благодаря переходу от зелёного, вкраплений розового, фиолетового, жёлтого к рыжему, коричневому, бордовому; весной происходит обратный процесс, и на этом бесконечном движении основаны проекты садов, напоминающих прерии Среднего Запада США и круглый год сохраняющих цельный образ. Как правило, 70 % использованных Аудолфом в таких садах растений – многолетники, которые долго сохраняют свою форму (эхинацея, синеголовник, гелениум, рудбекия, перовския и др.), а 30 % – те, что ярко, но недолго цветут. Стойкость и сложность формы, текстура растения здесь ценятся больше других качеств. Аудолф поясняет: «Сад не пейзажное полотно, на которое вы смотрите, а постоянно меняющийся, динамичный процесс» (цит. по: Taylor. 2023). Свои сады Аудолф сравнивает со сценой, на которой каждому цветку и кусту отведена своя роль.
Собственный сад в Хюммело – непрерывный многолетний проект Аудолфа, его экспериментальная площадка с начала 1980-х гг. Здесь можно найти растения с жёсткими и мягкими формами (груша иволистная «Пендула», вероникаструм виргинский, молиния голубая и др.). До 2018 г. сад был открыт для публики.
Международная карьера ландшафтного дизайнера началась с написанной им совместно с другим представителем «голландской волны» Х. Герритсеном книги «Растения мечты: новое поколение садовых растений» (1990; многократно переиздавалась), в которой перечислены растения, используемые Аудолфом (им он отдаёт предпочтение и в 2020-х гг.).
Дизайнер создаёт частные и общественные сады и парки преимущественно в странах Европы и США. К числу ранних проектов Аудолфа за пределами Нидерландов относятся «Дрёмпаркен» в г. Энчёпинг в Швеции (1996) и сад «Миллениум» в природном парке Пенсторп в графстве Норфолк (2000, реконструирован в 2009).
Проектом, который принёс Аудолфу мировую славу, стал сад имени четы Лури в парке «Миллениум» в Чикаго (открыт в 2004; совместно с бюро ландшафтной архитектуры Gustafson Guthrie Nichol). Сад разбит на крыше подземного гаража и окружён зелёной изгородью, защищающей его от городской суеты. В основе концепции – история превращения Чикаго из болотистой приречной местности в современный город: лента воды делит сад на тёмную и светлую половины.
В Нью-Йорке Аудолф превратил заброшенную железнодорожную эстакаду Хай-Лайн на Манхэттене в парк (открывался поэтапно с 2009 по 2019; совместно с бюро ландшафтной архитектуры Field Operations и архитектурным бюро Diller Scofidio+Renfro). Здесь источником вдохновения стали дикие растения, выросшие между рельсов за годы запустения. Аудолф использовал высокие злаки, полевые цветы, пышные кустарники, деревья; в том числе – ярко цветущую магнолию, шарообразные соцветия декоративного лука Кристофа и зонтиковидные – лука чёрного. Растения плотно обступают пешеходную дорожку, создавая эффект «портала в иное измерение» посреди мегаполиса. В каждой зоне преобладают свои группы растений, которые расцветают и увядают друг за другом, а не одновременно, поэтому парк всегда выглядит привлекательно. Здесь обитают 34 вида пчёл: поддержание биоразнообразия – одна из важных сторон подхода Аудолфа, т. к. многообразие видов растений, которые он использует, привлекает насекомых и птиц.
Для Венецианской биеннале 2010 г. Аудолф создал сад на территории парка «Джардино делле-Верджини» в Венеции.
Для проектов дизайнера характерна поэтическая, но детально продуманная трактовка дикой природы. В его книге «Посадка растений: новая перспектива» (2013) приведены основные принципы работы Аудолфа: разнообразие видов и сортов растений, сложный состав отдельных групп (от 5 до 20 и более сортов в каждой) и всего ландшафта, цельная гармоничная композиция, чередование «акцентных» растений и плотных насаждений.
В саду филиала галереи Hauser & Wirth в Брутоне, графство Сомерсет (2014), одновременно нашлось место для газона и насыщенной «праздничной» южной части. Галерея открылась в 2014 г. выставкой проектной графики Аудолфа: кураторы галереи сочли его цветные схемы посадки растений имеющими самостоятельную художественную ценность. В 2021 г. Аудолф создал сад для другого филиала этой же галереи – на о. Илья-дель-Рей в гавани г. Маон на о. Менорка. Для сада в кампусе компании Vitra в г. Вайль-ам-Райн (земля Баден-Вюртемберг; 2020–2021) использовано 36 тыс. травянистых многолетников, а всего – более 200 видов растений. Как типично для работ Аудолфа, здесь соседствуют посадки трёх категорий высоты – низкие травы, вкрапления из более высоких растений и деревья. В саду задан лабиринтообразный маршрут, чтобы движение между зданиями кампуса было медитативной прогулкой, а не деловой пробежкой.
Среди других общественных проектов Аудолфа – зона многолетников в «Максимилианпарке» на месте шахты и промышленной зоны в г. Хамм (земля Северный Рейн-Вестфалия; 2011), сад во временном павильоне по проекту архитектора П. Цумтора в лондонском парке «Кенсингтон-гарденс» (в рамках программы летних павильонов галереи «Серпентайн»; 2011), «Влиндерхоф» в Утрехте (в составе «Максимапарка»; 2014), Олимпийский парк имени королевы Елизаветы в Лондоне (2014; совместно с бюро ландшафтной архитектуры Field Operations), «Луговой сад» в Ботаническом саду Делавэра в г. Дагсборо (штат Делавэр; 2018), сад Музея Чильида-Леку в г. Эрнани (Страна Басков; музей Э. Чильиды; 2019).
Аудолфу посвящены документальные фильмы «Рай под рукой» («Paradijs binnen handbereik», 2016, режиссёр Б. ден Эйл) и «Пять сезонов: сады Пита Аудолфа» («Five seasons: the gardens of Piet Oudolf», 2017, режиссёр Т. Пайпер).
Офицер ордена Оранье-Нассау (2018), почётный Королевский промышленный дизайнер (2021; Великобритания). Вошёл в число трёх первых деятелей, награждённых королём Великобритании Карлом III и королевой Камиллой Почётной медалью Елизаветы (2023; награда создана в память о вкладе королевы Великобритании Елизаветы II в развитие садового искусства).