#Артисты балета русского зарубежья
Артисты балета русского зарубежья
Тег

Артисты балета русского зарубежья

Артисты балета русского зарубежья
Найденo 10 статей
Пётр Владимиров. 1909
Артисты балетаАртисты балета
Владимиров Пётр Николаевич
Влади́миров Пётр Никола́евич (Пьер Владимиров, Pierre Vladimirov или Vladimiroff) (13.2.1893, Гатчина – 25.11.1970, Нью-Йорк), российский артист балета, педагог. По окончании Петербургского театрального училища (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой; педагог М. М. Фокин) в 1911–1919 гг. состоял в труппе Мариинского театра. Танец отличался широтой, смелостью, виртуозностью. В репертуар входили лирические, героические и комедийные партии классического балета: Раб и Купец («Корсар» А. Адана), Вайю («Талисман» Р. Дриго), Дезире и Зигфрид («Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса). Первый исполнитель партии Эроса («Эрос» на музыку Чайковского, 1915; балетмейстер Фокин). В балетах Фокина исполнял партии Арлекина («Карнавал» на музыку Р. Шумана), Юноши («Шопениана» на музыку Ф. Шопена), Раба («Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина), Призрака розы («Призрак розы» на музыку К. М. фон Вебера) и др. В 1912, 1914, 1921 гг. выступал в Русском балете Дягилева. В 1924 г. сотрудничал с Т. П. Карсавиной, в 1925–1927 гг. – с М. М. Мордкиным, в 1928–1931 гг. работал в труппе А. П. Павловой. В 1934–1967 гг. преподавал в организованной Дж. Баланчиным Школе американского балета (Нью-Йорк).
Артисты балета
Мордкин Михаил Михайлович
Мо́рдкин Михаи́л Миха́йлович (1880–1944), российский и американский артист балета, хореограф, педагог. В 1900–1918 гг. (с перерывами) в Большом театре, где занимал ведущее положение. Сторонник реформ А. А. Горского. Участник Русских сезонов. Партнёр А. П. Павловой в гастрольных поездках. С 1924 г. в США. Создал школу в Нью-Йорке. Как танцовщик Мордкин сохранял и развивал традиции московского исполнительства. Выработал новый стиль исполнения – мужественный и динамичный («героический»).
Михаил Мордкин. Ок. 1900
Артисты балета
Смирнова Ольга Вячеславовна
Смирно́ва О́льга Вячесла́вовна (род. 1991), российская артистка балета. С 2011 г. в Большом театре. С 2022 г. прима-балерина Национального балета Нидерландов и приглашённая балерина Гамбургского балета. Приз «Мисс Выразительность» (2013) и Гран-при (2016) международного балетного фестиваля Dance Open. Приз «Душа танца» журнала «Балет» (2012, номинация «Восходящая звезда»). Приз Benois de la Danse (2013). Приз «Позитано» имени Леонида Мясина (2014). Приз журнала Danza&Danza (Италия) «Танцовщица 2018 года» (2019). Премия города Москвы в номинации «Хореографическое искусство» (2019). Премия Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры (за 2019, вручена в 2020).
Балерина Ольга Смирнова
Артисты балета
Сергеев Николай Григорьевич
Серге́ев Никола́й Григо́рьевич (1876–1951), российский артист балета, балетмейстер, педагог. В 1894–1917 гг. в Мариинском театре. Инициатор фиксации балетного репертуара по системе записи В. И. Степанова. В 1918 г. эмигрировал и вывез часть записей за рубеж. В 1969 г. оставшиеся после смерти Н. Г. Сергеева документы приобрела Театральная коллекция Гарварда. В настоящее время они хранятся в Библиотеке Хаутона и известны как «коллекция Сергеева». С конца 20 в. на основе коллекции осуществляются реконструкции старинных балетов.
Николай Сергеев
Артисты балета
Лифарь Серж
Лифа́рь Серж (1905–1986), российский и французский артист балета, хореограф, педагог, театральный деятель. В 1923–1929 гг. работал в труппе Русский балет Дягилева и обучался у Э. Чеккетти. Танцовщик классической школы, обладавший развитой техникой, драматической экспрессией и лирическим даром. В 1930–1944, 1947–1959, 1962–1963 гг. и в 1977 г. балетмейстер, солист (до 1956) и педагог Парижской оперы. Балетам присущи изощрённая стилизация и статуарность мизансцен, порой – патетика и мелодраматизм. Пластический язык отличала скульптурно-живописная выразительность. Тщательно разрабатывая партии протагонистов, противопоставляя их кордебалету, повысил значение мужского танца в балете.
Хореография
Хореографы
Нижинская Бронислава Фоминична
Нижи́нская Бронисла́ва Фоми́нична (1890/1891–1972), российская ар­ти­ст­ка ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. Реформатор хореографии 20 в. В 1908–1911 гг. в труппе Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра. Участница Рус­ских се­зо­нов и антреприз С. П. Дягилева. В 1915–1921 гг. вы­сту­па­ла и пре­по­да­ва­ла в Кие­ве (сре­ди уче­ни­ков – С. Лифарь). В 1921 г. эмиг­ри­ро­ва­ла. Работала в Париже, Бу­энос-Ай­ресе, Нью-Йорке и др. Постановки Нижинской во­шли в «зо­ло­той фонд» ба­лет­но­го искусства и вклю­че­ны в ре­пер­ту­ар ве­ду­щих трупп ми­ра.
Театр
Хореографы
Мясин Леонид Фёдорович
Мя́син Леони́д Фёдорович (1895–1979), российский ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. Один из круп­ней­ших хо­рео­гра­фов 20 в., мас­тер жан­ро­вых и ко­ме­дий­ных ба­ле­тов, соз­да­тель но­вой фор­мы – ба­ле­та-сим­фо­нии. При­да­вал пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние изо­бра­зительной сто­ро­не спек­так­ля. Работал в Большом театре, Русском балете Дягилева, Les Ballets russes de Monte-Carlo, Le Ballet russe de Monte-Carlo и др. в Европе, США, Латинской Америке.
Леонид Мясин
Артисты балета
Карсавина Тамара Платоновна
Карса́вина Тама́ра Плато́новна (1885–1978), российская артистка балета. В 1902–1918 гг. в Мариинском театре. Исполняла главные партии академического репертуара («Жизель» А. Адана, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, «Дон Кихот» Л. Минкуса, и др.). До 1929 г. (с перерывами) танцевала в Русском балете Дягилева. Среди партий партии в постановках Л. Ф. Мясина: Мельничиха («Треуголка» М. де Фальи), Соловей («Песнь Соловья» на музыку И. Ф. Стравинского), Пимпинелла («Пульчинелла» Стравинского). В 1930–1955 гг. вице-президент английской Королевской академии танца.
Хореография
Артисты балета
Нижинский Вацлав Фомич
Нижи́нский Ва́цлав Фоми́ч (1889, по другим дан­ным 1890 – 1950), российский ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф. С 1907 г. премьер Мариинского театра. Уво­лен в 1911 г. за то, что са­мо­воль­но на­дел для вы­сту­п­ле­ния в ба­ле­те «Жи­зель» А. Ада­на но­вый кос­тюм по эс­ки­зу А. Н. Бенуа. В 1909–1913 гг. ве­ду­щий тан­цов­щик Рус­ских се­зо­нов С. П. Дягилева. По­ста­вил балеты «По­сле­по­лу­ден­ный от­дых фав­на» (1912) и «Иг­ры» (1913) на музыку К. Дебюсси, «Вес­на свя­щен­ная» И. Ф. Стра­вин­ско­го, которые ломали ка­но­ны ака­де­мического ба­лет­но­го спек­так­ля и клас­сического тан­ца, пред­вос­хи­щая бу­ду­щие по­ис­ки ба­лет­но­го те­ат­ра середины 20 в. В 1914 г. ор­гани­зо­вал собственную труп­пу, вы­сту­пав­шую в Лон­до­не. В 1916 г. вер­нул­ся в труп­пу Дя­ги­ле­ва. Воз­ро­дил ис­кус­ст­во муж­ско­го тан­ца, со­че­тая вы­со­кую тех­ни­ку прыж­ка и пи­ру­эта с вы­ра­зи­тель­но­стью пла­сти­ки и пан­то­ми­мы; рас­ши­рил лек­си­ку ба­лет­но­го тан­ца. В 1917 г. из-за психического заболевания по­ки­нул сце­ну.
Хореография
Артисты балета
Павлова Анна Павловна
Па́влова А́нна Па́вловна (1881–1931), российская балерина, педагог, балетмейстер. С 1899 г. в Мариинском театре. Сразу обратила на себя внимание М. И. Петипа. Концертный номер «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса и балет «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, сочинённые М. М. Фокиным специально для Павловой, вошли в золотой фонд мировой хореографии. Танцевала в Большом театре, участвовала в Русских сезонах С. П. Дягилева в Париже, в постановках А. А. Горского. Тонко чувствуя национальный колорит, с успехом исполняла характерные танцы. В 1910 г. создала собственную труппу. С 1913 г. постоянно жила в Лондоне. В 1914 г. в последний раз выступила в России. Объездила с гастролями Европу, Северную и Южную Америку, Японию, Австралию, выступая до 200 раз за год. Преподавала. Образ Павловой стал символом балетного искусства начала 20 в.
Анна Павлова. 1913