Кюхельбекер Вильгельм Карлович
Кюхельбе́кер Вильге́льм Ка́рлович [10(21).6.1797, Санкт-Петербург – 11(23).8.1846, Тобольск], русский писатель, критик.
Сын саксонского дворянина. Детство провёл в Эстляндии – в отцовском имении Авинорм и (с 1808) в частном пансионе в г. Верро. В 1811 г. поступил в Царскосельский лицей, где его ближайшими друзьями стали А. С. Пушкин и А. А. Дельвиг. С 1815 г. помещал свои стихотворения в журналах «Амфион» и «Сын отечества». Окончив лицей с серебряной медалью (1817), поступил на службу в Главный архив Иностранной коллегии, преподавал в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте в Санкт-Петербурге. Проникшись либеральным умонастроением, через своего родственника Ф. Н. Глинку сблизился с будущими декабристами, в 1819 г. стал членом связанной с ними масонской ложи «Избранный Михаил» и Вольного общества любителей российской словесности. На ссылку Пушкина в 1820 г. откликнулся стихотворением «Поэты», выразившим вольнолюбивые устремления дружеского «союза поэтов» (в который, кроме Кюхельбекера, входили Пушкин, Дельвиг, Е. А. Боратынский). В 1820–1821 гг. путешествовал по Европе (Германия, Франция, Италия); в Париже в апреле – мае 1821 г. читал лекции о русском языке и литературе в антимонархическом обществе «Атеней», после чего российским посольством ему было рекомендовано вернуться на родину.
Осенью 1821 – весной 1822 гг. Кюхельбекер служил на Кавказе чиновником особых поручений при А. П. Ермолове, подружился с А. С. Грибоедовым, под влиянием которого стал убеждённым «архаистом», сторонником высокого славянизированного стиля в поэзии, соответствующего гражданской или религиозной тематике. В своих программных стихотворениях – «Пророчество» (1822), «Смерть Байрона» (1824) и др. – Кюхельбекер пытался обновить жанр оды, вернуть ему былую актуальность, соединяя библейскую образность и архаический слог со злободневной политической проблематикой (Греческая национально-освободительная революция 1821–1829 и др.). Поселившись в Москве, Кюхельбекер в 1823–1825 гг. вместе с В. Ф. Одоевским издавал альманах «Мнемозина» (всего вышло 4 части). Здесь опубликованы повести Кюхельбекера «Адо» и «Земля безглавцев», цикл писем о европейских впечатлениях «Путешествие» и др. Статья «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (1824), в которой Кюхельбекер выступил с критикой «элегической школы» и апологией одической поэзии как истинно романтической, стала значительным событием в литературной жизни.
Радикальные политические убеждения Кюхельбекера этого времени, отразившиеся, в частности, в тираноборческой трагедии на античный сюжет «Аргивяне» (1-я редакция – 1822–1823, опубликована в 1967; 2-я редакция – 1825, полностью опубликована в 1939), обусловили его участие в восстании декабристов 14 (26) декабря 1825 г. (незадолго до этого Кюхельбекер был принят К. Ф. Рылеевым в члены Северного общества). На Сенатской площади Кюхельбекер пытался стрелять в великого князя Михаила Павловича и генерала А. Л. Воинова (оба раза пистолет дал осечку). После восстания бежал из Санкт-Петербурга, был пойман в Варшаве и доставлен в Петропавловскую крепость. Осуждён по 1-му разряду (смертная казнь заменена на 15 лет одиночного заключения и пожизненную ссылку в Сибирь). С июля 1826 по декабрь 1835 гг. находился в крепостях Кексгольма (ныне Приозерск), Шлиссельбурга, Динабурга (ныне Даугавпилс, Латвия), Таллина, в крепости Свеаборг (ныне в составе Хельсинки). С января 1836 г. на поселении в Сибири: в г. Баргузин Иркутской губернии (ныне Иркутской области), с 1839 г. – в станице Акша, с 1844 г. – в Кургане, последние полгода – в Тобольске.
Творчество Кюхельбекера в заключении и ссылке отличалось необыкновенной интенсивностью. С 1831 г. почти до конца дней он вёл «Дневник» (опубликован с купюрами в 1929, полностью в 1979) – свидетельство напряжённой духовной жизни узника, включающее молитвенные воззвания к Богу, суждения о литературе и языке и др. В поздней лирике Кюхельбекера преобладают христианские мотивы самоотречения, смирения и покаяния, парадоксально сочетающиеся с утверждением героической миссии поэта в мире, собственной правоты и верности прежним идеалам; воспоминания об умерших друзьях соседствуют с жалобами на бытовые тяготы, физическую немощь и др. В поэмах и драмах также преобладает религиозно-философская проблематика, иногда осложнённая сатирическими бытописательными и автобиографическими элементами. Поэма «Давид» (1826–1829; опубликована не полностью в 1939 и 1967) – религиозная эпопея в десяти книгах (песнях), поэтическое изложение истории ветхозаветного царя и пророка. На библейский сюжет написана поэма «Зоровавель» (1831; опубликована в 1836), на основе христианской легенды – поэма «Семь спящих отроков» (начало 1830-х гг.), на сюжет древнерусской «Повести о Тверском Отроче монастыре» – поэма «Юрий и Ксения» (1832–1835, полностью опубликована в 1939). Жизни провинциального мещанства и небогатых дворян посвящена бытописательная, полушуточная поэма «Сирота» (1833–1834, полностью опубликована в 1939). Последняя и важнейшая поэма Кюхельбекера – «Агасвер» («Вечный жид») (1832–1846, опубликована в 1878) – повествует о ключевых моментах истории христианства и пронизана эсхатологическими мотивами.
В трагедии «Прокофий Ляпунов» (1834, опубликована в 1938) о событиях Смутного времени и в драматической сказке «Иван, купецкий сын» (1832–1842, опубликована в 1939) о нравах и суевериях русского простонародья Кюхельбекер попытался осмыслить проблемы национальной истории и характера. В драме о древнегреческом поэте «Архилох» (1845–1846, не окончена; опубликована в 1939) отразились судьба и психический склад самого Кюхельбекера. Крупнейшее драматическое произведение Кюхельбекера – мистерия «Ижорский» (части 1–2 опубликованы в 1835; часть 3 написана в 1841, опубликована в 1939), итог размышлений писателя о романтическом герое, мятежные порывы которого сменяются охлаждением и скукой. Полемизируя с европейской и русской литературной традицией (от Дж. Байрона и А. С. Пушкина до «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова), Кюхельбекер трактует душевную жизнь современного человека, его «рефлексию» как борьбу в нём Божественного и дьявольского начал, исход которой зависит не столько от сознательных усилий самого человека, сколько от его готовности безоговорочно принять спасение из рук Искупителя-Христа. Те же идеи по-иному отразились в романтической «философской» повести Кюхельбекера «Последний Колонна» (1832–1845, опубликована в 1937) – наиболее значительном его прозаическом сочинении.
Произведения Кюхельбекера, написанные после 1825 г., при жизни автора почти не издавались; бóльшая их часть собрана и издана Ю. Н. Тыняновым.