Пассакалия
Пассака́лия, пассакалья (итал. passacaglia, от исп. pasacalle, от pasar – проходить и calle – улица), жанр инструментальной музыки и связанная с ним разновидность вариационной формы. С начала 17 в. в Испании, затем также в Италии и Франции, пассакалия означала ритурнель, импровизируемый гитаристом между куплетами песни, сопровождающей разъезд гостей по окончании празднества. В дальнейшем определились характерные черты пассакалии: торжественно-трагический характер, медленный темп, 3-дольный метр, минорный лад, форма вариаций на бассо остинато с первоначальным изложением одноголосной темы в басу. Тема старинной пассакалии может быть короткой (4 нисходящих звука в пассакалии g-moll для скрипки соло, оканчивающей цикл «Розенкранц-сонат» Г. И. Ф. фон Бибера, 1676) либо развёрнутой, часто хроматизированной. Для темы типично начало с затакта и нисходящее движение от V ступени лада к I.
В 17 – 1-й половине 18 вв. композиторы создавали пассакалии как самостоятельные пьесы (Пассакалия для органа d-moll Д. Букстехуде, BuxWV 161), а также включали их в оперу («Коронация Поппеи» К. Монтеверди, «Ацис и Галатея» Ж.-Б. Люлли), сюиту (Дж. Фрескобальди, Ф. Куперен). Редкий пример пассакалии в 4-дольном метре – в клавирной сюите g-moll Г. Ф. Генделя (HWV 432). Вершина в развитии жанра – Пассакалия и фуга c-moll для органа BWV 582 И. С. Баха. В эпоху барокко были также распространены другие жанры и формы, представляющие собой вариации на бассо остинато – чакона, граунд.
В 20 в. в связи с появлением неоклассических тенденций пассакалию использовали С. И. Танеев (Фортепианный квинтет g-moll), А. Шёнберг («Лунный Пьеро»), А. Берг (опера «Воццек»), А. фон Веберн (Пассакалия ор. 1 для оркестра), П. Хиндемит (симфония «Гармония мира», опера «Кардильяк»), М. Равель (Фортепианное трио a-moll), И. Ф. Стравинский (Септет, 1953) и другие композиторы. Особую роль пассакалия как носитель трагедийного начала играет в творчестве Д. Д. Шостаковича (8-я симфония, Прелюдия gis-moll из «Прелюдий и фуг», опера «Катерина Измайлова», 1-й концерт для скрипки с оркестром и др.).