Атональность
Атона́льность (от а... и тональность), музыкальный термин, обозначающий отсутствие тональности. Применяется по отношению к музыке, в которой слух не находит определённого тонального центра (тоники).
Термин охватывает большую область музыкальных явлений 20–21 вв., связанных с интенсивным использованием хроматизма, отказом от 7-ступенной диатоники, от мажора и минора, консонирующего трезвучия (см. Консонанс и диссонанс) и, как следствие, от систем родства тональностей, от возможности модуляций и тонального плана, организующего музыкальное произведение. Эпизодически тональная неопределённость встречается уже в романтической гармонии. Усложнение музыкального языка на рубеже 19–20 вв. закономерно привело к появлению гармонических систем, несводимых к классической тональной функциональности и иногда неправомерно причисляемых к атональности (расширенная тональность, модальность симметричных ладов, часто в сочетании с ритмической иррегулярностью в музыкальном импрессионизме, поздних сочинениях А. Н. Скрябина, творчестве Ч. Айвза и др.). Последовательный разрыв с тональностью произошёл у композиторов новой венской школы – от расширенной тональности через «свободную» атональность к разработанной А. Шёнбергом новой системе композиции (см. Додекафония, Серийная техника). А. Шёнберг, А. Берг, А. фон Веберн и ряд музыкальных теоретиков (в России – Ю. Н. Холопов) критиковали термин «атональность» за его неточность, отсутствие указаний на конкретные типы звуковысотной организации. По отношению к ряду искусственных гармонических систем (например, тропам Й. М. Хауэра) термин сохраняет своё значение как негативно-оценочный.