Термины

Атональность

Атона́льность (от и ), музыкальный термин, обозначающий отсутствие тональности. Применяется по отношению к музыке, в которой слух не находит определённого тонального центра ().

Термин охватывает большую область музыкальных явлений 20–21 вв., связанных с интенсивным использованием , отказом от 7-ступенной диатоники, от и , консонирующего трезвучия (см. ) и, как следствие, от систем родства тональностей, от возможности и тонального плана, организующего музыкальное произведение. Эпизодически тональная неопределённость встречается уже в романтической гармонии. Усложнение музыкального языка на рубеже 19–20 вв. закономерно привело к появлению гармонических систем, несводимых к классической тональной функциональности и иногда неправомерно причисляемых к атональности (расширенная тональность, модальность , часто в сочетании с ритмической иррегулярностью в музыкальном , поздних сочинениях , творчестве и др.). Последовательный разрыв с тональностью произошёл у композиторов – от расширенной тональности через «свободную» атональность к разработанной новой системе композиции (см. , ). А. Шёнберг, , и ряд музыкальных теоретиков (в России – ) критиковали термин «атональность» за его неточность, отсутствие указаний на конкретные типы звуковысотной организации. По отношению к ряду искусственных гармонических систем (например, ) термин сохраняет своё значение как негативно-оценочный.

Редакция музыки
  • Термины теории музыки