Козинцев Григорий Михайлович
Ко́зинцев Григо́рий Миха́йлович [9(22).3.1905, Киев – 11.5.1973, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский режиссёр, сценарист, педагог, искусствовед, народный артист СССР (1964).
Родился в семье врача. В 1919 г. в Киеве посещал школу живописи А. А. Экстер, как декоратор участвовал в работе над спектаклем «Фуэнте Овехуна» Лопе де Веги в постановке К. А. Марджанишвили (Марджанов), рисовал агитплакаты, совместно с А. Я. Каплером и С. И. Юткевичем организовал театр «Арлекин», увлекался эстетикой народного театра.
В 1920–1922 гг. учился в Государственных свободных учебно-художественных мастерских в Петрограде (ныне Санкт-Петербург, класс Н. И. Альтмана). Параллельно работал режиссёром студии при Театре комической оперы под руководством Марджанова. Здесь Козинцев познакомился с Л. З. Траубергом, что положило начало их многолетнему (до 1945) совместному творчеству. В 1921 г. они создали ФЭКС и в 1922 г. выпустили программный сборник статей «Эксцентризм» (с Юткевичем и театральным режиссёром Г. К. Крыжицким). Первыми творческими воплощениями этой программы стали театральные эксцентрические клоунады [«Женитьба» по Н. В. Гоголю, 1922; агитобозрение «Внешторг на Эйфелевой башне», 1923, и др.]. В 1924 г. ФЭКС был преобразован в киномастерскую (первые работы – короткометражные фильмы «Похождения Октябрины», 1924; «Мишки против Юденича», 1925). Начал формироваться коллектив творческих соратников, долгое время работавших с Козинцевым (С. А. Герасимов, Е. А. Кузьмина, Я. Б. Жеймо, О. П. Жаков, Т. Ф. Макарова, А. А. Костричкин, П. С. Соболевский, С. З. Магарилл и др.).
Сотрудничество с крупнейшими представителями отечественной культуры 20 в. С. М. Эйзенштейном, Е. Е. Енеем, А. Н. Москвиным, Ю. Н. Тыняновым, Д. Д. Шостаковичем (с 1929 композитор писал музыку ко всем фильмам Козинцева, кроме фильма «Дон Кихот») и др. значительно расширило пространство художественной традиции, в русле которой развивалось творчество Козинцева (опыт книжной графики «Мира искусства», живописи и кино немецкого экспрессионизма, новейших достижений современной музыки и т. д.). Уже в первом полнометражном фильме – романтической мелодраме «Чёртово колесо» (1926) – прозвучала важнейшая для Козинцева тема столкновения человека с изначально чуждым и потому враждебным ему миром, получившая развитие в фильмах «Шинель» (1926 по мотивам «Петербургских повестей» Гоголя), «С. В. Д.» (1927). В фильме «Новый Вавилон» (1929), признанном шедевре изобразительного мастерства, Козинцев и Трауберг вели рассказ о Парижской коммуне 1871 г. средствами «интеллектуального кино» в жанре монтажной историко-революционной эпопеи.
Дебют Козинцева и Трауберга в звуковом кино – драма «Одна» (1931), где основным средством звуковой выразительности стала музыка Шостаковича.
Новый этап в творчестве режиссёрского дуэта ознаменовала трилогия о Максиме – история юного пролетария, который вступает в поединок с машиной царской империи и становится видным деятелем нового рабочего государства («Юность Максима», 1934; «Возвращение Максима», 1937; «Выборгская сторона», 1938; в 1941 вручена Сталинская премия 1-й степени за достижения последних 6–7 лет). Заявленное в манифесте «Эксцентризм» пристрастие к массовой культуре (авантюрному сериалу, цирку, клоунаде, городскому песенному фольклору) получило воплощение как в сериальной структуре повествования, так и в образе главного героя, восходящем к традиции шута-балагура, непосредственного носителя празднично-карнавальной стихии.
В 1939–1940 гг. Козинцев и Трауберг работали над сценарием фильма «Карл Маркс», но подготовка к съёмкам весной 1941 г. была прекращена. А. А. Жданов в докладе об улучшении производства художественных фильмов на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) от 8 октября 1940 г. сказал: «...недавно была представлена на рассмотрение ЦК картина на тему "Карл Маркс". Говорят, что её просматривал ИМЭЛ. Причём этот сценарий разобран и его творили Козинцев и Трауберг. Маркс и Энгельс показаны не как вожди, не как великие мыслители, философы, а показаны главным образом с точки зрения бытовой. Они выглядят не как великие люди. Видно, что сценарист не охватил этой темы, он не обладает теми качествами сценариста, чтобы дать этот величайший образ и расценивает его с мелковатой позиции. Затем, у наших сценаристов и режиссёров очень принято, в угоду якобы художественных всякого рода принципов, игнорировать, извращать историческую правду. Так, например, в этом фильме Каутский и Бернштейн показаны как оппортунисты в период Маркса и Энгельса. Это смущает молодёжь, потому что все исторические перспективы перепутаны и поставлены с ног на голову. Я не говорю, что Энгельс показан как слободской человек; и сценарист говорил, что облик Энгельса они имели в виду наделить кое-какими чертами "Максима", не понимая, что из этого получается опошление. Идейная сторона не отражена, а главным образом разработана бытовая сторона, и качество от этого снижается. К этой теме не относятся как к святыне, а надо относиться к ней как к святыне и работать» (Кремлёвский кинотеатр. 2005. С. 607–608).
Последний совместный фильм Козинцева и Трауберга «Простые люди» (1945) подвергся критике в постановлении ЦК ВКП (б) «О кинофильме "Большая жизнь"» (1946), был перемонтирован и вышел на экраны в 1956 г.
В конце 1940-х – начале 1950-х гг. Козинцев поставил два фильма в историко-биографическом жанре – «Пирогов» (1947, Сталинская премия 2-й степени за 1947, вручена в 1948) и «Белинский» (1951, вышел на экраны в 1953).
Среди театральных постановок: «Опасный поворот» Дж. Б. Пристли (1939, Ленинградский театр Комедии), трагедии У. Шекспира «Король Лир» (1941, БДТ имени М. Горького), «Отелло» (1944) и «Гамлет» (1954; оба – Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина). После успеха спектакля «Гамлет» режиссёр получил приглашение экранизировать на «Ленфильме» роман «Дон Кихот» М. де Сервантеса (по сценарию Е. Л. Шварца). Фильмы последнего («академического») периода – «Дон Кихот» (1957, 2-я премия за кинорежиссуру и 3-я премия по разделу художественных фильмов, Всесоюзный кинофестиваль, 1958), «Гамлет» (1964, Специальный приз Венецианского кинофестиваля, 1964; Ленинская премия, 1965), «Король Лир» (1970).
Экранизации трагедий Шекспира стали значительным событием в духовной жизни общества периода «оттепели». К шекспировскому наследию Козинцева привело стремление передать масштаб трагических потрясений современной ему эпохи. Непосредственному воплощению этих произведений предшествовала тщательная литературоведческая и искусствоведческая работа. Итогом её стали исследование «Наш современник Вильям Шекспир» (1962) и дневник работы над «Королём Лиром» в театре и кино – «Пространство трагедии» (1973). Осмыслению творческого пути поколения посвящена публиковавшаяся отдельными главами на протяжении 1960-х гг. книга «Глубокий экран» (1971).
Педагогическую деятельность Козинцев начал в 1920-х гг. Помимо ФЭКС преподавал в Ленинградском техникуме сценических искусств (1927–1932), во ВГИКе (с 1941), на Высших режиссёрских курсах при «Ленфильме» (с 1965). Среди учеников: И. А. Авербах, И. Ф. Масленников.
Награждён орденами Ленина (1935, 1967), Трудового Красного Знамени (1939, 1957).
О Козинцеве снят документальный фильм «Один час с Козинцевым, или Семь мнений об одном режиссёре» (режиссёр А. Б. Стефанович, 1970).
В Санкт-Петербурге на доме, где жил Козинцев в 1939–1973 гг. (Малая Посадская улица, дом 4а), в 1975 г. установлена мемориальная доска (архитектор В. В. Исаева).