Военные суды
Вое́нные суды́, судебные органы (специализированные или общей юрисдикции), осуществляющие правосудие в вооружённых силах и иных воинских формированиях.
История возникновения и развития военных судов во всех цивилизованных странах связана с развитием военной организации и государственной судебной системы. Необходимость осуществления судебной власти государства непосредственно в войсках, в том числе в особой обстановке, обусловила наличие судебных органов, особенности организации и комплектования которых позволяли бы эффективно решать задачи осуществления правосудия в таких специфичных условиях, при которых деятельность других судов общей юрисдикции невозможна.
Военные суды в зарубежных странах
В зарубежных странах сформировалось несколько основных подходов к решению вопроса о механизме реализации судебной власти в условиях вооружённых сил. Первую, самую многочисленную, группу составляют государства, где военные суды действуют как в мирное, так и в военное время (Австралия, Великобритания, Дания, Египет, Израиль, Испания, Италия, Канада, Китай, Польша, США, Швейцария, Республика Корея, страны Латинской Америки и бывшие советские республики), являясь звеном государственной судебной системы, независимо от того, функционируют они на постоянной основе или создаются по мере необходимости.
Вторая группа стран имеет т. н. смешанную юрисдикцию (Франция, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Венгрия); там при судах общей юрисдикции на постоянной основе функционируют специализированные военные структуры (палаты, отделы, советы). Их деятельность, как правило, координируется одним из заместителей председателя Верховного (Высшего) суда страны.
Третью группу составляют государства, где деятельность уголовных военных судов ограничена военным временем; в мирное время они могут создаваться только при войсках, находящихся за границей (Германия, Австрия, Португалия, Швеция, Япония и др.). В этих странах уголовные дела в отношении военнослужащих рассматривают общие суды; кроме того, могут создаваться дисциплинарные военные суды для производства по делам о дисциплинарных проступках военнослужащих.
В современных государствах военные суды функционируют в двух основных формах: как суды, создаваемые военным командованием из подчинённых военнослужащих для рассмотрения конкретного дела, либо как постоянно действующие военные суды, состоящие из профессиональных судей. Так, Единый кодекс военной юстиции США устанавливает, что военный суд может созывать Президент Соединённых Штатов, соответствующий военный министр и другие военные начальники вплоть до любого командира, назначенного министром. От этих начальников зависит возможность обжалования и в целом утверждение приговора военного суда.
Военные суды в России
Военные суды в России первоначально создавались военным командованием из подчинённых военнослужащих для рассмотрения конкретного дела. Учреждение постоянных военно-судебных органов связано с реформами Петра I и созданием регулярной российской армии. Военно-уголовный устав «Уложение или право воинского поведения» (1702) законодательно оформил создание военных судов как коллегиальных органов, рассматривающих дела о преступлениях военнослужащих. В Воинском уставе 1716 г. содержалась специальная глава «О суде и судиях», многие положения которой применялись более ста лет. С 1867 г. военные суды стали создаваться на профессиональной основе. В таком виде они просуществовали до Февральской революции 1917 г. После Октябрьской революции 1917 г. военные суды были упразднены. 8 декабря 1918 г. приступил к работе образованный Реввоенсоветом Республики Революционный военный трибунал. Военно-судебную систему РСФСР, а затем и СССР составляли военные трибуналы.
В РФ система военных судов, их задачи, устройство и компетенция определяются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами «О судебной системе РФ» (1996), «О военных судах РФ» (1999). Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в вооружённых силах, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом по территориальному принципу – по месту дислокации воинских частей, воинских формирований и органов. В систему военных судов входят гарнизонные и окружные (флотские) военные суды; Военная коллегия в составе Верховного суда РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) судам. Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Как органы правосудия, военные суды выполняют единые для всех судов общей юрисдикции задачи. Военным судам подсудны:
гражданские и административные дела о защите нарушенных и/или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооружённых сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;
дела об административных правонарушениях, совершённых военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.
Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.