Административный процесс
Администрати́вный проце́сс, регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц по реализации управленческих действий, применению мер административного и дисциплинарного принуждения, а также деятельность органов судебной власти по применению мер административного принуждения и разрешению дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В юридической науке существуют различные подходы к определению понятия административного процесса. Обобщая имеющиеся в науке взгляды, можно выделить широкое и узкое понимание административного процесса.
Административный процесс в узком смысле – это деятельность органов государственной власти по рассмотрению споров и применению мер административного принуждения, а также деятельность органов судебной власти по рассмотрению административных дел.
Сторонники понимания административного процесса в широком смысле включают в его содержание деятельность органов власти, направленную на разрешение индивидуальных дел в сфере государственного управления. Административный процесс в широком смысле включает в себя как позитивное управление, осуществляемое органами публичной власти, обеспечивающее реализацию законных прав и интересов граждан и юридических лиц, так и процессуальную деятельность по применению различных мер административного принуждения, т. е. юрисдикционную деятельность.
Административный процесс – это прежде всего деятельность органов власти, которая характеризуется определённым порядком, установленным нормами права, и проявляется в различного рода юридически значимых действиях. Однако данная деятельность обладает рядом специфических признаков, позволяющих выделить административный процесс среди иных видов юридического процесса.
Так, административный процесс прежде всего обеспечивает реализацию материальных административно-правовых норм. Если материальные административно-правовые нормы определяют правовой статус субъектов административно-правовых отношений, то административно-процессуальные нормы отражают динамику реализации этих прав и обязанностей, регламентируя порядок разрешения конкретных индивидуальных дел в различных областях организационной деятельности государства. Сферой действия административно-процессуальных норм является государственное управление, где реализуются многообразные функции органов исполнительной власти.
Административный процесс связан с регламентацией общественных отношений, возникающих в рамках институтов административного права, обеспечивает реализацию властных полномочий государственных органов и выполнение ими установленных законодательством обязанностей. Вместе с тем административный процесс может также обеспечивать реализацию норм иных отраслей права. Например, нормы конституционного права регулируют общие вопросы формирования и структуры исполнительной власти, а административно-процессуальные нормы регламентируют порядок реализации компетенции органов исполнительной власти.
Законодательства зарубежных государств характеризуются различным подходом к правовой регламентации административно-процессуальной деятельности. В ряде стран существуют кодифицированные акты, определяющие порядок осуществления деятельности органов государственного управления и их взаимоотношений с гражданами и организациями.
Так, в США принят Закон об административной процедуре (Administrative procedure act, 1946), устанавливающий общие правила разрешения различного рода административных дел. Данный законодательный акт регламентирует порядок издания нормативных и индивидуальных актов (rule making), обжалования актов в рамках исполнительной власти (разрешение конкретного административного дела юрисдикционного характера) (adjudication), судебного обжалования (judicial review). Под административным процессом понимаются проводимые административным учреждением (агентством) процедуры (производства).
Административно-процессуальный закон ФРГ (Verwaltungsverfahrensgesetz, 1976) устанавливает принципы осуществления публичной административной деятельности федеральных органов власти, юридических лиц публичного права, публичных учреждений и фондов.
В то же время для стран постсоветского пространства характерно наличие кодифицированных актов, устанавливающих порядок осуществления отдельных административных производств в структуре административного процесса – административного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях. Несмотря на название, административно-процессуальные кодексы Грузии, Азербайджана, Киргизии, Туркмении распространяются лишь на деятельность органов судебной власти по рассмотрению и разрешению административных дел. Исключение составляет Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (2020), который регулирует отношения, связанные с осуществлением административных процедур и административного судопроизводства.
В Российской Федерации административно-процессуальные нормы содержатся в большом количестве нормативных правовых актов. Основополагающим является Конституция РФ (1993), в ст. 72 которой закреплено разграничение административного и административно-процессуального законодательств и установлено, что административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Спецификой административного процесса является отсутствие единой законодательной регламентации всего масштаба административно-процессуальных правоотношений. Кодекс РФ об административных правонарушениях (2001) и Кодекс административного судопроизводства РФ (2015) закрепляют лишь порядок разрешения отдельных дел административного характера. Регламентации административно-процессуальных отношений посвящены нормативные правовые акты различного уровня – федеральные законы, акты федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Административный процесс охватывает широкий круг общественных отношений, которые преимущественно связаны с реализацией компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц. Однако административный процесс также включает в себя деятельность органов судебной власти по рассмотрению отдельных категорий административных дел и дел об административных правонарушениях. Таким образом, административно-процессуальные отношения складываются в процессе реализации государственными и муниципальными органами исполнительной власти, их должностными лицами – властных полномочий, а также при рассмотрении и разрешении органами судебной власти административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Административно-процессуальные отношения всегда основаны на нормах права и без них существовать не могут. Одним из субъектов административно-процессуальных правоотношений всегда выступает орган власти или уполномоченное должностное лицо, которое вступает в правоотношения с любым субъектом, обладающим правами и обязанностями в сфере государственного управления.
Административно-процессуальные правоотношения характеризуются определённой стадийностью, предполагающей последовательность действий их участников. Они направлены на разрешение конкретного индивидуального дела в рамках административного производства, представляющего собой урегулированный процессуальными нормами особый вид административной деятельности по рассмотрению административных дел (разрешению споров) определённой категории.
Разнообразие общественных отношений в рамках административного процесса позволяет говорить о наличии в его структуре трёх групп производств: административно-процедурного процесса, административно-юрисдикционного процесса; административного судопроизводства. Эти группы производств выступают частями административного процесса и объединяют отдельные административные производства.
Так, административно-процедурный процесс следует понимать как деятельность органов власти, направленную на обеспечение реализации законных прав и интересов граждан и юридических лиц. Это позитивное управление, не связанное с рассмотрением административно-правовых споров и применением мер административного принуждения. В процедурной деятельности проявляется управленческая природа административного процесса, его направленность на реализацию компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц. Административно-процедурный процесс представляет собой регламентированную административно-процессуальными нормами деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц по реализации управленческих действий.
Административно-юрисдикционный процесс – это деятельность по применению органами власти и их должностными лицами мер административного и дисциплинарного принуждения. Административно-юрисдикционный процесс чаще всего осуществляется в случае нарушения нормы права или наличия спора о праве, который невозможно решить иными средствами. Если административно-процедурный процесс представляет собой позитивную деятельность, то административно-юрисдикционный процесс – негативную, поскольку связан с применением к гражданам и организациям определённых правовых ограничений. Специфический метод административно-юрисдикционного процесса – принуждение. Данный метод управленческой деятельности урегулирован нормами административного права и гарантирует стабильность общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления. Меры административного принуждения подлежат реализации при общественной, государственной необходимости с целью предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения установленного порядка привлечения к административной ответственности, восстановления положения, существовавшего до совершения правонарушения, назначения административных наказаний. Меры дисциплинарного принуждения заключаются в наложении дисциплинарных взысканий на лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков на государственной службе.
Административный процесс включает в себя также административное судопроизводство, которое является деятельностью по рассмотрению и разрешению судебными органами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также иных административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных и иных публичных полномочий. Процедура судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти обеспечивает законность и дисциплину в сфере государственного управления. Порядок разрешения отдельных административных дел в рамках административного судопроизводства регламентирован Кодексом административного судопроизводства РФ (2015).
Динамика развития общественных отношений обусловливает необходимость соответствия административного процесса современным условиям государственного управления. Актуальной задачей является расширение возможностей применения информационных технологий в административных процедурах и возможностей для их автоматизации, что повысит удобство предоставления государственных услуг и ускорит процесс принятия административно-процессуальных решений.