Эрмлер Фридрих Маркович
Э́рмлер Фри́дрих Ма́ркович (настоящие имя, отчество и фамилия Вульф Мовшевич Бреслав, по некоторым документам Владимир Маркович Бреслав) [1(13).5.1898, Режица Витебской губернии, ныне Резекне, Латвия – 12.7.1967, посёлок Комарово Ленинградской области; похоронен в Ленинграде, ныне Санкт-Петербург], российский режиссёр, сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1940), народный артист СССР (1948).
В 1917–1922 гг. служил в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, затем в Чрезвычайной комиссии. В 1923–1924 гг. учился на актёрском отделении Ленинградского техникума экранного искусства. В 1924 г. среди организаторов Киноэкспериментальной мастерской (КЭМ), где совместно с Э. Ю. Иогансоном снял свои первые фильмы – эксцентрическую агитку «Скарлатина» (1924) и героико-приключенческий фильм «Дети бури» (1926). В тяготевших к камерному бытописательству лентах «Катька – Бумажный Ранет» (1926, совместно с Иогансоном), «Дом в сугробах» и «Парижский сапожник» (оба – 1927) проявились внимание к деталям и продуманная работа с актёром. В фильме «Обломок империи» (1929) опробовал стилистику экспрессионистического киноплаката. В этом же ключе (резкий, порывистый стиль чередовался с повествовательной формой) решена производственная киноповесть «Встречный» (1932, совместно с С. И. Юткевичем). В яркой, темпераментной манере сняты социальные драмы о вредительстве – «Крестьяне» (1935; приз Московского международного кинофестиваля) и «Великий гражданин» (1937, 1939; Сталинская премия 2-й степени, вручена в 1941), благодаря которым Эрмлер причислен к классикам социалистического реализма. Широкое признание получил фильм «Она защищает Родину» (1943; Сталинская премия 2-й степени за 1943–1944, вручена в 1946). В 1945 г. поставил «фильм-диспут» – драму «Великий перелом» (Сталинская премия 1-й степени за 1945, вручена в 1946; гран–при Каннского кинофестиваля, 1946), вскрывающую сложные взаимоотношения в советском генералитете во время Великой Отечественной войны. Среди других фильмов: «Великая сила» (1950; Сталинская премия 3-й степени за 1950, вручена в 1951), «Званый ужин» (1953, вышел на экраны в 1962), «Неоконченная повесть» (1955), «День первый» (1958), «Из Нью-Йорка в Ясную Поляну» (1962), «Перед судом истории» (1964).
Выступал в качестве автора и соавтора сценариев некоторых своих фильмов.
Сын – М. Ф. Эрмлер.
Награждён орденами Ленина (1935), Трудового Красного Знамени (1950).
В Санкт-Петербурге, на доме, где жил режиссёр (Каменноостровский проспект, д. 55), установлена мемориальная доска (1969, архитектор Т. Н. Милорадович).