Ванин Василий Васильевич
Ва́нин Васи́лий Васи́льевич [1(13).1.1898, Тамбов – 12.5.1951, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский актёр, заслуженный артист РСФСР (1933), народный артист РСФСР (1947), народный артист СССР (1949).
С 1915 г. рабочий сцены, статист, актёр Тамбовского театра; дебютная роль – сапожник Ланц («Туннель» Ф. Филиппи, 1920). В 1920 г., по окончании драматической студии в Тамбове, призван в РККА. В 1921–1922 гг., после демобилизации, вернулся в Тамбовский театр. Среди ролей: Гастон («Парижские нищие» Э. Бризбара и Э. Ню), чухонец Янсон («Рассказ о семи повешенных» по Л. Н. Андрееву), Костылёв («На дне» М. Горького), разносчик газет («Евреи» Е. Н. Чирикова), Дамис («Тартюф» Мольера), Буланов («Лес» А. Н. Островского).
В 1922–1924 гг. в театрах Петрограда (ныне Санкт-Петербург; «Кривое зеркало», театр «Новой драмы»), Рязани.
В 1924–1949 гг. в Театре Московского губернского совета профессиональных союзов [менял название, в том числе в 1930–1938 Театр имени Московского областного совета профессиональных союзов (МОСПС); ныне Государственный академический театр имени Моссовета]. Разносторонний актёр, сочетавший комедийное дарование с острым драматизмом, а иногда и беспощадной сатирой. Мастер перевоплощения, достигал органической слитности с образом, создавал живые, сочные, глубоко индивидуальные характеры. Среди ролей: матрос Виленчук («Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, 1926), Чеусов («Мятеж» по Д. А. Фурманову, 1927), шахтёр Пацюк («Голос недр» Билль-Белоцерковского, 1929), Чапаев («Чапаев» по Фурманову, 1930), Прохор Храпов («Васса Железнова» Горького, 1936), Фаюнин («Нашествие» Л. М. Леонова, 1943), Кареев («Машенька» А. Н. Афиногенова, 1941), Медведенко («Чайка» А. П. Чехова, 1945), Зайцев («Московский характер» А. В. Софронова, 1948).
Поставил спектакли: «Обида» А. А. Сурова (1948, исполнил роль Никона Камня; Сталинская премия 2-й степени за 1948, вручена в 1949), «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина (1949).
В 1950–1951 гг. главный режиссёр Московского драматического театра имени А. С. Пушкина. Среди постановок: «Из искры» Ш. Н. Дадиани, «Украденное счастье» И. Я. Франко, «Джон – солдат мира» Ю. В. Кроткова (все постановки – 1950), «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина (1951, исполнил роль Расплюева).
С 1927 г. снимался в кино. Начиная с дебюта – роли перерожденца Бориса в фильме «Не по дороге» (1927) – в творчестве Ванина проявилась тема, связанная с оборотничеством, социальной мимикрией, сменой масок. Так, непоколебимый большевик, комендант Кремля Матвеев («Ленин в Октябре», 1937, «Ленин в 1918 году», 1939) перед врагами революции изображал наивного хитрована и дурачка, секретарь райкома Степан Кочет («Секретарь райкома», 1942; Сталинская премия 2-й степени за 1942, вручена в 1943) в стане фашистов начал разыгрывать жадного и тупого жлоба, а нищий старик Фаюнин («Нашествие», 1944; Сталинская премия 2-й степени за 1943–1944, вручена в 1946), наоборот, во время оккупации почувствовал силу и оказался бывшим крупным домовладельцем, взял реванш за годы лишений и унижения.
Актёр отличался не только тягой к яркой характерности, но и постоянным желанием в каждом новом образе резко изменить свою актёрскую природу, координаты привычного существования на экране, перевоплотиться до неузнаваемости. Даже стандартные роли партийных руководителей в исполнении Ванина оказываются непохожими: товарищ Николай («Возвращение Максима», 1937) отличается суховатой, корректной интеллигентностью, начальник политотдела Шагин («Честь», 1938) – типичный выходец из народа, «рабочая косточка», а секретарь райкома Саламатов («Алмазы», 1947), сыгранный с совершенно иной – печальной, чуть усталой интонацией, – человек, прошедший через трагедию войны.
В творчестве Ванина соседствуют прямо противоположные типажи – глупый и жестокий комендант концлагеря в «Болотных солдатах» (1938), загадочный в своей истовой бюрократической гротесковости начальник связи фронта Хрипун («Фронт», 1943), степенный и хитрый литовский мельник («Сыновья», 1946), хлопотливый доброхот, инспектор полей Курочкин («Драгоценные зёрна», 1948) и характерные для эпохи сталинского кинематографа бодрые и весёлые деревенские деды («Родные поля», 1944; «Освобождённая земля», 1946), которых, как правило, играли молодые актёры. Их характеризует и разнообразный грим, под которым порой невозможно узнать исполнителя.
Успех у зрителя завоевали роли Ефима Соколова («Член правительства», 1939), мечущегося между колхозом и своим единоличным хозяйством, между любовью к жене и ненавистью к ней, и справедливого, заботливого бортмеханика Пал Палыча («Валерий Чкалов», 1941).
Ванин был одним из представителей кинематографа 1930–1940-х гг., склонных к долгой и кропотливой, выверенной до каждого жеста работе над ролью.
С 1930 г. преподавал в драматической школе при Театре имени МОСПС; в 1944–1951 гг. – во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ныне Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова; с 1949 профессор).
Награждён орденами Трудового Красного Знамени (за роль Матвеева в фильме «Ленин в Октябре», 1938; за большие достижения в области советского театрального искусства, в связи с 25-летием со дня основания Московского государственного драматического театра имени Моссовета, 1949), Ленина (1944).