Екельчик Юрий Израилевич
Еке́льчик Ю́рий Изра́илевич [5(18).9.1907, Минск – 17.4.1956, Москва], российский кинооператор. В 1931 г. по окончании Киевского киноинститута снял фильм «Последний каталь» (режиссёр Л. С. Френкель). В ленте А. М. Роома «Строгий юноша» [1936; в титрах 1935 (Марголит. 1995. С. 53)] Екельчик создал метафорический образ идеального – «белоснежного» – общества с помощью изысканной пластической формы, изощрённого светотонального решения, сюрреалистических приёмов и т. п.; запрещён за «формализм» и «отрыв от действительности» (Марголит. 1995. С. 53–56).
Операторское искусство Екельчика формировалось в сотрудничестве с режиссёрами А. П. Довженко и И. А. Савченко в работе над фильмами «Иван» (1932, совместно с Д. П. Демуцким и М. М. Глидером), «Щорс» (1939), «Богдан Хмельницкий» (1941; Сталинская премия 1-й степени за 1941, вручена в 1942).
Проявил себя мастером сложных изобразительных построений, трактованных романтически приподнято и поэтически проникновенно. Пластическое решение кадра отличалось живописностью, эмоциональностью, тщательной разработкой всех компонентов, богатством изобразительной символики. Особым мастерством и эпической широтой отмечены масштабные натурные съёмки. Той же стилистики придерживался и в фильмах «Партизаны в степях Украины» (1942), «Сталинградская битва» (1949; Сталинская премия 1-й степени за 1949, вручена в 1950), «Первый эшелон» (1955, завершён С. П. Урусевским).
Декоративность рисунка, живописная светотень отличали комедийные фильмы «Свадьба» (1944, совместно с Т. Г. Лобовой), «Весна» (1947), «Ревизор» (1952), «Мы с вами где-то встречались» (1954).
Первый отечественный кинооператор, осуществивший экспериментальные широкоэкранные съёмки в фильме «Первый эшелон» (рабочее название «Целина», 1955, режиссёр М. К. Калатозов, автор сценария Н. Ф. Погодин).