Боевые киносборники
Боевы́е киносбо́рники, киноальманахи, запущенные в производство в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и состоящие из различных сюжетов на военную тему.
К боевым киносборникам также относят ряд разрозненных новелл, по разным причинам не вошедших в те или иные альманахи или не выпущенных на экран. Некоторые из этих короткометражных лент, считавшиеся утерянными или не зафиксированные в истории кино, продолжают обнаруживаться и в 21 в.
История возникновения боевых киносборников восходит к первым дням Великой Отечественной войны. Уже 23 июня 1941 г. на киностудии «Мосфильм», а 27 июня 1941 г. на киностудии «Ленфильм» составлены тематические планы будущих альманахов, сформированы редколлегии. С. М. Эйзенштейн предложил перенести в советский контекст сюжеты военных рассказов Г. де Мопассана. Однако, поскольку на киностудии начали активно поступать авторские сценарии и сценарные заявки, от идеи Эйзенштейна отказались.
Режиссёры стремились уложиться в рекордные сроки. Так, сюжет «У старой няни» режиссёр Е. В. Червяков снял (в одной декорации и без натурных съёмок) и смонтировал за 4 дня.
В июле 1941 г. на студиях «Мосфильм», «Ленфильм» и «Союздетфильм» построили специальные декорации – окопы, блиндажи, квартиры и т. д. С. А. Герасимов провёл съёмки новеллы «Старая гвардия» в ещё не разобранной декорации довоенной производственной драмы «Отец и сын» О. В. Сергеева и С. И. Якушева. А. И. Медведкин и И. З. Трауберг поставили музыкальную новеллу «Мы ждём вас с победой» в декорациях комедии И. А. Пырьева «Свинарка и пастух». В эвакуации киносборники снимались в Алма-Ате.
Многие из первых киносборников строились по принципу фильма-концерта с конферансом одного из любимых киногероев – Максима в исполнении Б. П. Чиркова из трилогии о Максиме Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга, Стрелки в исполнении Л. П. Орловой из комедии «Волга-Волга» Г. В. Александрова, Чапаева (сюжет «Чапаев с нами», 1941, режиссёр В. М. Петров), героинь фильма о советско-финляндской войне 1939–1940 гг. «Фронтовые подруги» В. В. Эйсымонта (сюжет «Подруги, на фронт!», 1941, режиссёр Эйсымонт). Героем нескольких сюжетов стал Швейк (популярный персонаж чешского писателя Я. Гашека) в исполнении В. С. Канцеля («Боевой киносборник № 7», 1941; «Швейк готовится к бою», 1942, и др.).
Полноценным успехом у зрителей пользовались только комедийные новеллы. Так, в новелле «Случай на телеграфе» (1941) об отправленной Наполеоном А. Гитлеру телеграмме «Попробовал. Не советую» благодаря мастерству и вкусу режиссёров Л. О. Арнштама и Г. М. Козинцева простенький плакатный сюжет обретал истинный комизм, превратившись во всеми любимый анекдот. Ещё бо́льшую популярность завоевал скетч «Элексир бодрости» С. И. Юткевича (1941), ставший эстрадным этюдом, который разыгрывали на фронтах с привнесением новых подробностей и шуток.
Среди сюжетов боевых киносборников встречались и откровенно шапкозакидательские про легко одолеваемых «фрицев» или тупых и мгновенно раскрываемых шпионов-диверсантов («Три танкиста», «Патриотка», «У старой няни», «В сторожевой будке», «С добрым утром», все – 1941). Но большинство новелл поставлены в реалистическом ключе и представляют собой подлинные драмы, многие из которых («Пир в Жирмунке» В. И. Пудовкина и М. И. Доллера, 1941; «Синие скалы» В. А. Брауна, «Ванька» Г. М. Раппапорта,1942; «Пчёлка» В. В. Корш-Саблина, 1943) заканчиваются гибелью совершающих подвиг героев. Однако человек в них неинтересен, привязан к непременно совершаемому им подвигу – он как будто и существует лишь для того, чтобы подвиг совершить, а значит, подвигом его жизнь и исчерпывается. И сколько ни бились авторы над созданием подлинного характера, освободиться от плакатного взгляда на военную реальность, прийти к пониманию героизма как нравственного выбора, создать неоднозначных персонажей им удавалось редко – ведь по канонам того времени слабости и отрицательные черты могли быть только у врага.
Исключением стала новелла Е. Е. Арона «Молодое вино» (1942). Румынский старик-винодел, оказавшись невольным соучастником ареста и расстрела сына-подпольщика, ищет того, кто выдал их группу, в последний момент понимая, что это сделал по слабости характера его старый друг. Герой приговаривает себя и друга к смерти. Здесь возникает тема не подвига, а самоубийства как искупления греха в условиях разрушенной реальности.
Подлинным трагизмом отличается сюжет А. Кулиева «Бахтиар» (1942). Немолодой человек, принявший неравный бой с группой диверсантов и из последних сил продолжающий сражаться с такими же обессиленными немцами, мучительно умирает, изрешечённый пулями. Смерть приходит к Бахтиару в образе его далёкой возлюбленной.
Фольклорно-метафизическими мотивами проникнута новелла Г. Л. Рошаля «Батыры степей» (1942). Герой фильма, попав в драматическую ситуацию сражения с немцами, из которого ему не уйти живым, воображает себя легендарным богатырём Толагаем, погибшим ради спасения народа. И это придаёт ему силы в бою. Когда герой умирает, в родном ауле у него рождается сын. Реалистическое повествование превращается в сказ о вечной преемственности героического начала.
Авторская интонация возникает у Г. М. Козинцева в отличающейся чёрным юмором новелле «Однажды ночью» (1942) и в выдержанном в стилистике агитфарса сюжете «Юный Фриц» (1943, совместно с Л. З. Траубергом). В тональности лирико-трагической элегии снят сюжет А. М. Роома «Тоня» (1942) о молодой телефонистке, вызвавшей огонь на себя.
Многие боевые киносборники, снятые в 1943 г., не увидели свет. Кинематографические власти пришли к выводу, что зритель в целом плохо реагирует на кинодрамы, состоящие из новелл: начав сочувствовать одним героям, отождествляя себя с ними, он вскоре вынужден переключаться на других, которых воспринимает более остранённо и с подсознательным раздражением. И хотя комедийные альманахи по-прежнему пользовались успехом, их также больше не выпускали.