Лучко Клара Степановна
Лучко́ Кла́ра Степа́новна (1.7.1925, село Чутово, Полтавская область, Украинская ССР, ныне Украина – 26.3.2005, Москва), российская актриса, народная артистка СССР (1985).
Отец – из запорожских казаков, председатель совхоза в селе Яковцы. Мать руководила колхозом, играла в народном театре, в молодости пела в церковном хоре. Украинскую школу-семилетку К. С. Лучко окончила в Полтаве, среднюю школу – в Джамбуле (ныне Тараз, Казахстан), куда семья была эвакуирована в начале Великой Отечественной войны.
В 1948 г. окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (курс С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой). В дипломном спектакле по роману А. А. Фадеева «Молодая гвардия» сыграла роль одной из главных героинь – Ульяны Громовой, а в последовавшей в том же году экранизации – характерную роль тётушки Марины.
С 1948 г. в Театре-студии киноактёра (Москва).
Символом эпохи стала одна из первых киногероинь К. С. Лучко – колхозница Даша Шелест («Кубанские казаки», режиссёр И. А. Пырьев, 1949; Сталинская премия 2-й степени, 1951). Съёмки фильма проходили в колхозе «Кубань», и перед их началом режиссёр заставил актёров работать вместе с колхозниками, поэтому Лучко в образе Даши Шелест уверенно стоит на жатке комбайна и управляется с зерном на току. Среди мелодий, написанных для фильма И. О. Дунаевским, особую популярность обрела песня «Ой, цветёт калина», надолго ставшая «визитной карточкой» актрисы.
Более проработанного рисунка, разнообразия настроений и бытовых деталей потребовала роль Лиды в фильме И. Е. Хейфица «Большая семья» (1954). Всем стилем своего экранного существования актриса подчёркивала чужеродность героини в монолитном бодром коллективе рабочей семьи Журбиных. Решившись на бунт, уйдя от мужа, в финале Лида появилась совсем иной, утратившей вызывающую женственность, обретшей маскулинную собранность работающей эмансипированной «гражданки».
Единственный в творчестве К. С. Лучко выход за рамки современного материала – роли близнецов Виолы и Себастьяна (Цезарио) в фильме «Двенадцатая ночь» по одноимённой комедии У. Шекспира (1955). Фактура актрисы идеально подходила для амплуа травести. Пластический рисунок в мужском и женском обличьях подчёркнуто контрастен.
Режиссёры, как правило, видели К. С. Лучко героиней, тогда как она считала себя характерной актрисой и стремилась расширить границы амплуа. Так, в фильме В. В. Корша-Саблина «Красные листья» (1958) предложенной режиссёром главной роли – героини с драматической судьбой – актриса предпочла второстепенный персонаж: певичку кабаре. С азартом преобразилась в злую колдунью в фильме «Снежная сказка» (1959, режиссёры А. Н. Сахаров и Э. Н. Шенгелая), строя роль на гротесковых клоунских приёмах. Образ хирурга полевого госпиталя Натальи Михайловны в военной драме С. И. Ростоцкого «На семи ветрах» (1962) создан в жёсткой реалистической манере; небольшой эпизод лаконично и ёмко выразил тему женщины на войне.
В 1970 г. К. С. Лучко сыграла две диаметрально противоположные по характеру роли: официантку Любу в комедии «Опекун» А. С. Мкртчяна и Э. Э. Хаджикяна и комиссара Евгению Бош в историко-революционном телефильме «Мир хижинам, война дворцам» И. П. Шмарука. Умение за счёт острой характерности не потеряться в искромётном актёрском ансамбле продемонстрировала в комедии К. Н. Воинова «Дача» (1973).
Редкая киногеничность позволила актрисе легче многих других перешагнуть возрастной барьер. Новый пик популярности наступил после выхода на телеэкраны сериала «Цыган» (1979, режиссёр А. И. Бланк). Главная героиня Клавдия Пухлякова – образ идеальный и потому чрезвычайно сложный для актёрского воплощения. Непреходящая женственность Клары Лучко, имидж кинозвезды, необходимый для героини телесериала с его мелодраматической условностью, и в то же время социальная достоверность, практическое знание крестьянского труда, точность и убедительность в деталях стали залогом огромного зрительского успеха. В 1985 г. на телеэкраны вышло продолжение сериала – «Возвращение Будулая».
Совсем иные краски актриса нашла для героинь картин Т. М. Лиозновой. В производственной телевизионной драме «Мы, нижеподписавшиеся» (1980) провела роль чиновницы Виолетты Матвеевны Нуйкиной через сдержанность, за которой проглядывал холодный расчёт, к эмоциональному взрыву и возвращению в финале в привычную чиновную броню. В фильме «Карнавал» (1981) на малом пространстве эпизодической роли сумела придать психологическую глубину и объём традиционному образу «злой мачехи».
Специально для К. С. Лучко режиссёр М. С. Брауде поставил телефильм «Тётя Маруся» (1985), где актриса сыграла тихую, самоотверженную женщину, воспитавшую чужого сына и принявшую на себя ответственность за его детей. Одновременно блеснула в эпизодической характерной роли Агнии в картине Р. Ю. Фрунтова «Жил отважный капитан» (1985), подарив своей героине лихой и самозабвенный танец.
В 1990-х гг. инициировала собственный проект – нашла спонсора и стала соавтором сценария (с З. К. Чирковой) фильма «Виновата ли я…» (1992, режиссёр Н. Т. Гибу). На телевидении вела авторские программы «Фильмы нашей памяти» (ОРТ, 1994–1996), «Кумиры экрана» (АСТ-Прометей, 1998–2000).
Среди других ролей: Нина Семёновна («Государственный преступник», 1964), Ольга («Чужое имя», 1966), Александра Тинкэ («Корень жизни», 1977), Мадлен Локар («Ларец Марии Медичи», 1980), Головина, мэр города («Тревожное воскресенье», 1983), Варвара («Найди на счастье подкову», 1983), Авдотья («Войди в каждый дом», 1989), Клара Миллер («Солнечный удар», 2002), бабушка Дарья (телесериал «Разведённые мосты», 2002–2005).
Последняя роль К. С. Лучко – камео в фильме «Парк советского периода» (2006). Озвучить роль актриса не успела.
Награждена орденами «Знак почёта» (1950), «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2000).
Премия Гильдии актёров кино России «За выдающийся вклад в профессию» (1999).
Титул «Женщина тысячелетия» (2000, Институт географии, Кембридж, Массачусетс, США).
В 2005 г. в Курганинске (где снимались сцены ярмарки для фильма «Кубанские казаки») Центральная площадь переименована в площадь имени Клары Лучко, на площади в том же году установлен памятник К. С. Лучко.
В 2008 г. в Краснодаре на пересечении улиц Постовой и Октябрьской установлен памятник К. С. Лучко (скульпторы – Д. Д. Успенская, В. Д. Шанов).
О К. С. Лучко сняты документальные фильмы: «Клара» (2007, режиссёр В. В. Владиславлева), «Просто Клара Лучко» (2009, режиссёр Д. Лукашов) «Клара Лучко. Цыганское счастье» (2018, режиссёр Р. Новолокин).