Роом Абрам Матвеевич
Роо́м Абра́м Матве́евич [16(28).6.1894, Вильна, ныне Вильнюс – 26.7.1976, Москва], российский режиссёр, народный артист РСФСР (1965).
В 1914–1917 гг. учился в Петроградском психоневрологическом институте, в 1917–1922 гг. – на медицинском факультете Саратовского университета. В 1919–1923 гг. режиссёр Показательного и Детского театров в Саратове, ректор саратовских Высших театральных мастерских.
В 1923 г. А. В. Луначарский во время пребывания в Саратове пригласил Роома на работу в Москву.
В 1923–1924 гг. режиссёр Московского театра Революции. Сорежиссёр постановки пьесы А. М. Файко «Озеро Люль» (1923, режиссёр В. Э. Мейерхольд).
В 1924 г. создал первый короткометражный фильм «Гонка за самогонкой». Прибегая к экспрессионистическим, гротесковым приёмам, воссоздавал на экране экстраординарные ситуации, нарушающие привычное течение жизни героев и выявляющие логику их поступков с самой неожиданной стороны («Бухта смерти», «Предатель», оба – 1926; «Привидение, которое не возвращается», 1929).
В нарочито приземлённой, бытовой стилистике выдержан один из самых знаменитых фильмов Роома «немого периода» – «Третья Мещанская» (1927): парадоксальная история «любви втроём» вне каких-либо морально-этических установок воплощала атмосферу растерянности и внутренней тревоги частного человека 1920-х гг.
В фильме «Строгий юноша» (1935) предпринял художественный эксперимент, представив счастливую советскую жизнь в виде античного «рая», обретающего на экране метафизические черты. 10 июня 1936 г. вышло постановление треста «Украинфильм»: «Просмотр так называемого чернового монтажа фильма "Строгий юноша" (фактически законченного фильма) приводит к выводу, что постановщик – режиссёр А. Роом не только не пытался в процессе съёмок преодолеть идейно-художественную порочность сценария, но ещё резче подчеркнул и навязчиво выпятил его чуждую "философскую" основу и ложную систему образов. По своей идейной концепции, в трактовке образов, общим эстетическим и стилевым чертам фильм "Строгий юноша" является образцом проникновения чуждых влияний в советское искусство» [Цит. по Марголит. 1995. С. 54]. Авангардистская лента не вписывалась в соцреалистический канон и за «формализм» и «отрыв от действительности» была запрещена.
После ряда откровенных агитационных фильмов («Эскадрилья № 5», 1939; «Ветер с Востока», 1940) вернулся к своей авторской теме в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (новелла «Тоня» в фильме «Наши девушки», 1942, на экраны не вышел; «Нашествие» по Л. М. Леонову, 1944, Сталинская премия 2-й степени за 1943–1944, вручена в 1946).
Лучшие ленты послевоенного периода – психологическая драма «Суд чести» (1948, Сталинская премия 1-й степени за 1948, вручена в 1949), в которой ставится проблема нечаянного предательства законов Советской страны ради самых благих побуждений, и «Преждевременный человек» (1971) по пьесе М. Горького «Яков Богомолов», где режиссёр вновь воссоздал психологически сложную ситуацию, являющуюся нравственным испытанием для героев.
Среди других фильмов: «Cepдцe бьётся вновь...» (1956), «Гранатовый браслет» (1964), «Цветы запоздалые» (1969).
Выступал также как сценарист.
В 1925–1934 гг. преподавал в Государственном техникуме кинематографии.
Награждён орденами: «Знак Почёта» (1967), Октябрьской Революции (1974).