Луков Леонид Давидович
Лу́ков Леони́д Дави́дович [19.4(2.5).1909, Мариуполь – 24.4.1963, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище], российский кинорежиссёр, сценарист, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1942), народный артист РСФСР (1957).
Из семьи фотографа. В 1928 г. окончил рабфак, во 2-й половине 1920-х гг. работал корреспондентом ряда региональных и центральных украинских газет. В кино дебютировал как автор сценария детского приключенческого фильма «Ванька и Мститель» (1927), наследовавшего традиции снятого в 1923 г. фильма «Красные дьяволята» И. Н. Перестиани. В 1929 г. организовал в Харькове самодеятельную киностудию «Кинорабмол», выпустившую, в частности, кинофельетон «Накипь» (1930) и серию документальных киноочерков «Родина моя – комсомол» (1930–1931).
В 1930 г. Л. Д. Луков возглавил комсомольскую киногруппу в составе киностудии «Украинфильм» (Киев), в 1931–1932 гг. поставил ряд полнометражных агитационно-пропагандистских фильмов о комсомольцах Донбасса («Итальянка», «Эшелон № …») и пионерах («Корешки коммуны»). Звуковой кинодебют Лукова «Молодость» (1934) повествует о комсомольском подполье времён Гражданской войны 1917–1922.
Крупным успехом стала киносага о трёх поколениях шахтёрской семьи в Донбассе «Я люблю» (по автобиографическому роману А. О. Авдеенко, 1936), где Л. Д. Луков впервые продемонстрировал одну из сильнейших сторон своего таланта – безупречный ансамбль и виртуозную работу с актёрами (Н. М. Ужвий, В. Р. Гардин и др.). Эти качества прежде всего определили и массовый успех его фильма о молодёжи современного Донбасса «Большая жизнь» (1939, 1-я серия; Сталинская премия 2-й степени, 1941) с участием Б. Ф. Андреева, П. М. Алейникова, М. Н. Бернеса. Режиссёр создал празднично-героическое музыкальное действо, чему способствовало сотрудничество с Н. В. Богословским (песни, написанные им для фильмов, обрели всенародную популярность).
В 1941–1943 гг. Л. Д. Луков работал в Ташкенте (куда в начале войны была эвакуирована Киевская киностудия). В 1942 г. завершил начатый накануне Великой Отечественной войны фильм «Александр Пархоменко»; одновременно снимал короткометражные сюжеты для Боевых киносборников. В искусстве Лукова ярко проявилась фольклорная природа массового кинозрелища, что в полной мере нашло отражение в фильме «Два бойца» (1943), одном из самых значительных произведений советского кино военного периода.
Дальнейшая работа Л. Д. Лукова была связана с Киностудией имени М. Горького в Москве (до 1948 «Союздетфильм»; Луков – художественный руководитель в 1944–1946). После фильма «Это было в Донбассе» (1945), где Луков выступил и как соавтор сценария, он приступил к постановке 2-й серии фильма «Большая жизнь». Выраженное в фильме ощущение свободы, обретённое в годы войны, и связанные с ним надежды на принципиальное смягчение социальной системы в послевоенном мире, как и лирически-интимная интонация музыки Н. В. Богословского, вызвали активное неприятие высшего руководства, закреплённое в Постановлении ЦК ВКП(б) «О кинофильме "Большая жизнь"» (1946). Картина была запрещена и вышла на экраны только в 1958 г.
Фильмы «Рядовой Александр Матросов» (1947) и «Донецкие шахтёры» (1950; приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1951; Сталинская премия 2-й степени, 1952) выдержаны в парадной эстетике позднего сталинского периода. В эпоху «малокартинья» Луков экранизировал спектакли Малого театра по пьесам М. Горького – «Варвары» и «Васса Железнова» (оба – 1953).
Большого зрительского успеха режиссёр добился в мелодраме «Разные судьбы» (1956). Поставленная на «молодёжном» материале картина с сюжетом о столкновении «активной» и «потребительской» жизненных позиций (обвинённая критикой в «мещанстве») предвосхитила модель современной многосерийной «теленовеллы».
Л. Д. Луков умер во время выбора натуры для фильма «Цена человека» (основная работа по фильму, вышедшему в прокат в 1965 под названием «Верьте мне, люди», была проведена режиссёрами И. Я. Гуриным и В. Б. Беренштейном).
Среди других фильмов: «Мать» (1941), «Об этом забывать нельзя» (1954), «К новому берегу» (1955, совместно с Латвийской ССР), «Олеко Дундич» (1958, совместно с Югославией), «Две жизни» (1961).
Награждён орденом Ленина (1944).