Ромм Михаил Ильич
Ромм Михаи́л Ильи́ч [8(21).2.1901, Иркутск – 1.11.1971, Москва], российский режиссёр, сценарист, заслуженный деятель искусств (1940), народный артист СССР (1950).
В 1922–1923 гг. учился в мастерской Л. В. Кулешова. В 1925 г. окончил Высший художественно-технический институт (факультет скульптуры). Начинал как сценарист («Рядом с нами», 1931, совместно с В. М. Гусевым; «Конвейер смерти», 1933, с Гусевым и И. А. Пырьевым и др.). Как режиссёр дебютировал фильмом «Пышка» по Г. де Мопассану (1934) – антибуржуазным фарсом, решённым в заострённо-плакатном ключе. Принципиально иной, строго реалистический подход позволил приключенческой истории отряда борющихся с басмачами красноармейцев «Тринадцать» (1936) обрести черты трагедии советского сознания, максимально готового на самопожертвование ради борьбы с врагами – даже не имеющей видимого смысла. Реалистическая составляющая превалирует и в фильмах «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939, Сталинская премия 1-й степени, награждён за дилогию в 1941), в фильме «Русский вопрос» (1947, Сталинская премия 1-й степени за 1947, награждён в 1948), в дилогии «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» (1953), а в картинах «Человек № 217» (1944, Сталинская премия 2-й степени за 1943–1944, вручена в 1946, Гран-при Международной ассоциации кинорежиссёров Каннского кинофестиваля, в том же году), «Секретная миссия» (1950, Сталинская премия 1-й степени за 1950, вручена в 1951) определяющим стал плакатно-гротесковый киноязык. Органическое слияние обоих авторских стилей воплощено в фильмах «Мечта» (1941, в прокате с 1943) и «Убийство на улице Данте» (1956), выдержанных в жанре антибуржуазного политического памфлета. Своеобразным манифестом нового осмысления действительности, т. н. кинематографа размышления, явился фильм «Девять дней одного года» (1961, Государственная премия РСФСР, 1966; приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1962). В 1965 г. Ромм поставил новаторский художественно-публицистический фильм «Обыкновенный фашизм», где через собственный парадоксально-иронический закадровый комментарий осмысливал трагическую историческую реальность. В фильме «И всё-таки я верю» (в 1972 закончен М. М. Хуциевым, Э. Г. Климовым и Г. Н. Лавровым) на документальном материале подняты вопросы духовного и социального движения современной мировой цивилизации.
Поставил документальные фильмы: «Владимир Ильич Ленин» (1948, совместно с В. Н. Беляевым, Сталинская премия 1-й степени, вручена в 1949), «Кинодокументы о В. И. Ленине» (1949, совместно с М. Е. Славинской), «Живой Ленин» (1958, со Славинской).
В 1942–1947 гг. работал в Театре-студии киноактёра.
В 1949–1971 гг. руководил актёрско-режиссёрской мастерской ВГИКа (профессор с 1958). Среди учеников Ромма: В. Ю. Абдрашитов, Т. Е. Абуладзе, Д. К. Асанова, Г. Н. Данелия, А. С. Кончаловский, А. Н. Митта, Н. С. Михалков, Г. А. Панфилов, С. А. Соловьёв, И. В. Таланкин, Анд. А. Тарковский, Г. Н. Чухрай, В. М. Шукшин.
В 1985 г. А. Л. Цинеман снял о Ромме документальный фильм «Михаил Ромм. Исповедь кинорежиссёра».
Награждён орденами Ленина (1938, 1967), Трудового Красного знамени (1961), Октябрьской Революции (1971).