Андреев Борис Фёдорович
Андре́ев Бори́с Фёдорович [27.1(9.2).1915, Саратов, по другим данным, Аткарск Саратовской губернии, ныне Саратовской области – 25.4.1982, Москва], российский актёр, народный артист СССР (1962).
Из семьи рабочих. По окончании школы-семилетки в Аткарске в 1930–1935 гг. слесарь-электромонтёр комбайнового завода в Саратове. Одновременно в 1933–1935 гг. учился в школе рабочей молодёжи при заводском управлении, играл в драмкружке. В 1937 г. окончил актёрский факультет Саратовского театрального техникума (курс И. А. Слонова). В 1937–1939 гг. в труппе Саратовского драматического театра имени К. Маркса. В 1944–1982 гг. в Театре-студии киноактёра в Москве.
Впервые появившись на киноэкране в крошечном эпизоде в фильме А. П. Довженко «Щорс» (1939), в том же году ярко дебютировал в комедии И. А. Пырьева «Трактористы», где сыграл Назара Думу – добродушного, насмешливого и немного наивного деревенского увальня-богатыря, не знающего, куда девать силушку. Этот образ на долгое время закрепился за актёром и принёс огромную любовь зрителей. Роли Андреева вызывают в памяти образы былинных богатырей, как будто перенесённых в советскую реальность и ждущих своего часа для рекордов и подвигов на трудовом или военном фронте. Успех сопутствовал и роли Харитона Балуна в фильме «Большая жизнь» (1939), в котором сложился культовый для конца 1930-х – начала 1940-х гг. актёрский дуэт Б. Ф. Андреева и П. М. Алейникова. Они стали первооткрывателями нового исполнительского стиля, лишённого стремления к бесконечным перевоплощениям и основанного лишь на индивидуальном, личностном своеобразии актёра.
Герои Андреева взрослели и становились мудрее вместе с ним. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. это исполин, защищающий Родину. В 1940-х гг. актёр прошёл путь от реалистической конкретики («Два бойца», 1943, орден Красной Звезды, 1944; «Малахов курган» и «Однажды ночью», 1944; «Большая жизнь», 2-я серия, 1946, выпуск 1958) до символического обобщения («Встреча на Эльбе», 1949; «Падение Берлина», 1949, Сталинская премия, 1950). Большой успех принесли также роли в музыкальных фильмах «Сказание о земле Сибирской» (1947, Сталинская премия, 1948) и «Кубанские казаки» (1949). В простоватом андреевском богатыре открылись надёжность и уверенность в себе.
Новый этап в творчестве актёра ознаменовала драматическая роль спивающегося матроса Лучкина, вновь обретающего себя в дружбе с негритёнком-найдёнышем в фильме «Максимка» (1952). Персонажи Андреева становились глубже и многосложнее порою даже вопреки не слишком объёмному драматургическому материалу: Илья Журбин («Большая семья», 1954, приз Каннского международного кинофестиваля, 1955), Илья Муромец («Илья Муромец», 1956), Савва Зарудный («Поэма о море», 1958, 1-я премия Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, 1959), матрос Чугай («Хмурое утро», 3-й фильм трилогии «Хождение по мукам», 1959), генерал Глазунов («Повесть пламенных лет», 1960). Эти роли с их очевидной мощью и внутренней энергетикой показали, что обаятельный характерный актёр сформировался с годами в крупного художника.
Серьёзными удачами Б. Ф. Андреева и заметными событиями художественной жизни стали трагический образ бандита Баукина, согласившегося сотрудничать с советской властью и обманутого ею («Жестокость», 1959), характерная роль старого ухаря Ерошки, мудрого и бесконечно одинокого («Казаки», 1961), сложный драматический образ капитана Росомахи, идеально чувствующего себя в море, но проигравшего свою жизнь на суше («Путь к причалу», 1962), Вожака, человеческая значительность в котором парадоксально неотделима от жестокости и беспринципности («Оптимистическая трагедия», 1963; приз Международного кинофестиваля в Сан-Франциско за лучшее исполнение мужской роли, 1963).
Персонажам Андреева добавляло глубины острое переживание этими людьми любых поворотов судьбы, приводящее их к горькому, безыллюзорному взгляду на окружающую действительность («Над нами Южный Крест», 1965; «На диком бреге», 1966; «Дети Ванюшина», 1973; «На край света…», 1975; «Сергей Иванович уходит на пенсию», 1980; телефильмы «Ночной звонок», 1969; «Первый рейс», 1976).
Новые грани таланта Андреева открыла его последняя крупная роль: эксцентричный стареющий актёр Блистанов (телефильм «Сапоги всмятку», 1977) панически боится потерять душевную молодость, а оттого мучительно пытается угнаться за уходящей жизнью.
Награждён орденами Ленина (1967), Октябрьской революции (1974).