Кадочников Павел Петрович
Ка́дочников Па́вел Петро́вич [(16)29.7.1915, Петроград, ныне Санкт-Петербург – 2.5.1988, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский актёр, режиссёр, народный артист СССР (1979), Герой Социалистического Труда (1985).
Детство провёл в селе Бикбарда Пермской губернии (ныне Куединский район Пермского края), учился в школе крестьянской молодёжи. Вернувшись в Ленинград, занимался в художественной школе.
Во 2-й половине 1920-х гг. работал на заводе «Красный путиловец».
В 1935 г. окончил Ленинградский техникум сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств, мастерская Б. В. Зона). В 1935–1944 гг. в Новом ТЮЗе [Лель («Снегурочка» А. Н. Островского), Куракин («Музыкантская команда» Д. Дэля, оба спектакля – 1935), дед Тарас («Брат и сестра», 1937), Уж («Красная шапочка», 1937), Сказочник («Снежная королева», 1939; все пьесы – Е. Л. Шварца), Иванцов («Бессмертный» А. Н. Арбузова и А. К. Гладкова, 1943) и др.].
Начиная с дебюта в кино (Михась – «Совершеннолетие», 1934) исполнял роли светлых, чистых, немного наивных людей, как будто не желающих замечать всей сложности и драматизма мира: Солдата («Человек с ружьём», 1938), Лёньки Сухова в юности и М. Горький («Яков Свердлов», 1940), композитора Мухина («Антон Иванович сердится», 1941), Коли Руднева («Царицын», 1942). Эти качества, доведённые до гротеска, стали определяющими для самой крупной роли этого периода – блаженного Владимира Старицкого в фильме С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944).
Постепенно герои, проходя через ряд драматичных жизненных обстоятельств, становились мудрее, обретали силу и твёрдость духа [Робинзон Крузо («Робинзон Крузо», 1946), капитан Ратанов («Голубые дороги», 1947), майор Федотов («Подвиг разведчика», 1947; Сталинская премия 2-й степени за 1947, вручена в 1948), агроном Архипов («Драгоценные зёрна», 1948), лётчик Мересьев («Повесть о настоящем человеке», 1948; Сталинская премия 2-й степени за 1948, вручена в 1949), подполковник Добрынин («У них есть Родина», 1949)].
В конце 1940-х гг. один из самых популярных и любимых актёров в СССР.
Начиная с 1950-х гг. как будто начал подшучивать над собственным образом непогрешимого благородного героя – его неоднозначные, ироничные персонажи порой ошибаются или пасуют перед бытовыми неурядицами: Светланов («Запасной игрок»), Ермолаев («Укротительница тигров», оба фильма – 1954; см. фрагмент фильма: «Укротительница тигров» / Режиссёры Надежда Кошеверова, Александр Ивановский. 1954 // Госфильмофонд России), Алексей Рыбальченко («Медовый месяц», 1956), Гомер Джонс («Русский сувенир», 1960), Чулковский («Музыканты одного полка», 1965). Лучшая роль этих лет – инженер Скобелев в фильме «Большая семья» (1954). Образ одинокого человека не без странностей, мало предсказуемого в своих поступках, но вызывающего симпатию, в эпоху «борьбы хорошего с лучшим» стал предвестием более сложных и неоднозначных киногероев будущего.
В 1960-е гг. снимался реже, большей частью в возрастных ролях («Государственный преступник», 1964; «Продавец воздуха», 1967; «Возвращение скрипки», 1972; «В Баку дуют ветры», 1974). Понимая, что популярность уходит, актёр перешёл в режиссуру, поставив героическую комедию «Музыканты одного полка» (совместно с Г. С. Казанским, 1965) и костюмную притчу по А. Н. Островскому «Снегурочка» (1968, Кадочников – соавтор сценария и исполнитель царя Берендея). Эти ленты большими художественными достижениями не стали.
После роли помещика-маразматика Трилецкого в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976), исполненной с гротесковым блеском, Кадочников вновь начал активно сниматься – чаще всего в ролях пожилых, сохранивших стать и породу представителей дворянства («Ищи ветра», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», оба фильма – 1979, «Благочестивая Марта», «Идеальный муж», «Рассказ неизвестного человека», все – 1980, «Бешеные деньги», 1981) или представителей интеллигенции, наследников традиций и заветов прошлого («Жизнь Бетховена», 1978; «Ты только не плачь», «Я хочу петь», оба – 1979; «Сицилианская защита», 1980; «Ленин в Париже», «Наше призвание», оба – 1981; «Карантин», 1983; «Картина», 1985).
В 1980-е гг. актёр исполнял роли загадочных злодеев, таящих под маской утончённости и мудрости оскал зверя, не останавливающегося ни перед чем («Пропавшие среди живых», 1981; «Блистающий мир», «Последний визит», оба фильма – 1984).
Среди других ролей: Сенюшкин («Разгром Юденича», 1940), Ковшов («Далеко от Москвы»; Сталинская премия 1-й степени за 1950, вручена в 1951), Макс Вента («Заговор обречённых», оба фильма – 1950), Мелузов («Таланты и поклонники», 1955), Ордынцев («Балтийская слава», 1957), Гавриил Ивушкин («Хлеб и розы», 1960), Сергеев («Самый медленный поезд», 1963), дон Лоренсо («Санта Эсперанса», 1980), барон Треч («Проданный смех», 1981).
Одной из наиболее выразительных работ стал образ живущего в тайге Вечного деда в фильме «Сибириада» (1978).
Режиссёрские работы в 1980-е гг. – мелодрама «Я тебя никогда не забуду» (1983) и биографический фильм о В. В. Андрееве «Серебряные струны» (1987, совместно с О. И. Дашкевичем; роль Антипа).
В 1935–1938 гг. преподавал технику речи в Центральном театральном училище (ныне Российский государственный институт сценических искусств).
В 1956–1958 гг. художественный руководитель студии киноактёра при киностудии «Ленфильм».
В 1950-х гг. выступал как исполнитель песен, записал несколько дисков.
Награждён орденами: Трудового Красного Знамени (1967), Дружбы народов (1975), Ленина (1985).
В 1993 г. в Санкт-Петербурге, на доме, где в 1952–1988 гг. жил Кадочников (Каменноостровский проспект, дом 2) установлена мемориальная доска (архитектор В. И. Новосадюк).