Райзман Юлий Яковлевич
Ра́йзман Ю́лий Я́ковлевич [2(15).12.1903, Москва – 11.12.1994, там же], российский режиссёр, народный артист Латвийской ССР (1949), народный артист СССР (1964), Герой Социалистического Труда (1973). В 1924 г., по окончании Московского государственного университета, литературный консультант на киностудии «Межрабпом-Русь», с 1925 г. ассистент режиссёра. С 1932 г. режиссёр киностудии «Мосфильм».
Режиссёрский дебют – «Круг» (1927, совместно с А. О. Гавронским). Плакатно-экспрессионистические краски фильмов «Каторга» (1928) и «Земля жаждет» (1930) сменили лирико-романтическое настроение и импрессионизм фильма «Лётчики» (1935). Начиная с фильма «Последняя ночь» (1936, Сталинская премия 2-й степени за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941) складывался режиссёрский почерк – вопреки канону социалистического реализма стремился показать подлинную сложность мира, где у каждого своя правда, и через частное бытие выйти к широким социальным обобщениям. Резко выделялась на фоне кинематографа конца 1930-х гг. вольная версия романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» (1939). Редкий для своего времени образец психологической мелодрамы без нравоучений и характерных штампов – «Машенька» (1942, Сталинская премия 2-й степени за 1942, вручена в 1943). Новый тип женского характера выведен в фильме «Поезд идёт на Восток» (1947): неоднозначный образ героини чрезвычайно привлекателен.
После вынужденно конъюнктурных произведений («Райнис», 1949, Сталинская премия 2-й степени за 1949, вручена в 1950; «Кавалер Золотой Звезды», 1950, Сталинская премия 1-й степени за 1951, вручена в 1952, Гран-при Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1951) поставил психологическую мелодраму «Урок жизни» (1955) и одну из легендарных лент эпохи – «Коммунист» (1957) – о драме честного идеалиста. Агрессивность заштампованного народного сознания исследуется в фильме «А если это любовь?» (1961), бесперспективность советской системы хозяйствования – в фильме «Твой современник» (1967, приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1968).
После политической притчи «Визит вежливости» (1972) ставил психологические мелодрамы («Странная женщина», 1977; «Частная жизнь», 1982, Государственная премия СССР, 1983; «Время желаний», 1984, Государственная премия РСФСР, 1986), констатировавшие кризис в обществе позднего «застоя».
Среди других фильмов: «Рассказ об Умаре Хапцоко» (1932), «Небо Москвы» (1944), документальные – «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944, Сталинская премия 1-й степени за 1943–1945, вручена в 1946), «Берлин» (1945, Сталинская премия 1-й степени за 1943–1945, вручена в 1946; Гран-при международного документального кино Каннского кинофестиваля, 1946).
Выступал также как сценарист.
В 1952–1960 гг. преподавал во Всесоюзном государственном институте кинематографии, профессор (1960).
Награждён орденами: «Знак Почёта» (1940), Трудового Красного Знамени (1950, 1963), Ленина (1967, 1973), Октябрьской революции (1971), Дружбы народов (1983).
В 2003 г. в Москве на доме, где с 1937 по 1994 гг. жил Райзман (улица Большая Полянка, дом 28, корпус 2), установлена мемориальная доска.