Кертиц Майкл
Ке́ртиц Майкл (Майкл Кёртис; англ. Michael Curtiz; настоящие имя и фамилия Михай Кертес Каминер, венг. Mihály Kertész Kaminer) (24.12.1886, по другим данным, 1888, Будапешт – 10.4.1962, Голливуд, Лос-Анджелес), венгерский и американский режиссёр.
Родился в семье архитектора и оперной певицы. С 11 лет выступал как актёр (дебютировал в опере с участием матери). С 17 лет участвовал в представлениях бродячего цирка, затем играл в различных театральных труппах. В кино с 1912 г. Учился в Королевской академии изящных искусств (Будапешт). Работал в Швеции ассистентом В. Шёстрёма. В 1910-х гг. поставил в Австро-Венгрии около 30 фильмов, пользовавшихся успехом («Банк-бан» по пьесе Й. Катоны, 1915, «Лулу», 1918, и др.). В 1922 г. покинул страну, в Европе поставил ряд эпических фильмов («Содом и Гоморра», 1922–1923, «Рабыня-царица», 1924, и др.). С 1926 г. в США. Получив известность постановкой фильма «Ноев ковчег» (1928), стал одним из ведущих режиссёров Голливуда. Среди работ: классические триллеры («Доктор Икс», 1932, «Тайна музея восковых фигур», 1933), драмы («20 тысяч лет в Синг-Синге», «Женщина», оба – 1932; «Тропа на Санта-Фе», 1940), детектив «Убийство на псарне» (1933), приключенческие фильмы («Капитан Блад», 1935, «Атака лёгкой бригады», 1936, «Приключения Робин Гуда», 1938), вестерны («Вирджиния Сити», 1940, «Парень из Оклахомы», 1954, «Команчерос», 1961), экранизации («Морской волк» по Дж. Лондону, 1941, «Точка разрыва» по роману Э. Хемингуэя «Иметь и не иметь», 1950). Один из самых знаменитых фильмов Кертица – «Касабланка» (1942, премия «Оскар», 1944), где сплелись мелодраматическая любовная линия и тема антифашистского сопротивления, решённая в героико-приключенческом ключе. Напряжённое действие, отточенный диалог, обаяние Ингрид Бергман и Х. Богарта в главных ролях обеспечили картине огромный успех.