Персонажи, образы

Персонажи, образы

Персонажи русской литературы

Персонажи русской литературы
Павел Чичиков. Конец 19 в.

ЧичиковЧичиков

Чи́чиков Па́вел Ива́нович, главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» (1842), тип авантюриста-приобретателя. Находится в непрестанном движении (подобно гомеровскому Одиссею) в поисках капитала («подвижник» на поприще материальной выгоды, выполняет завет отца «беречь копейку»). В целях обогащения скупает души умерших крестьян, в связи с чем в поэме возникает мотив чертовщины, продажи души дьяволу. Эту точку зрения высказывали Д. С. Мережковский [лицо чёрта «без маски» («Гоголь и чёрт». 1906)]. и В. В. Набоков [«низкооплачиваемый агент дьявола» («Lectures on Russian literature». 1981)]. Подобные ассоциации вызывает обезличенность героя [«Чичиков – приятное и опрятное общее место» (А. Белый «Мастерство Гоголя». 1934)]: он лишён отличительных черт («не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод»), с лёгкостью поддерживает любую беседу, имеет индивидуальный подход к каждому собеседнику. Однако по первоначальному (не осуществлённому) замыслу автора перерождается в праведника в третьем томе поэмы (его имя отсылает к апостолу Павлу, «приобретающему» иудеев и язычников, чтобы привести их к Христу).
Робин Гуд нацеливает лук
Персонажи, образы
Персонажи, образы

Робин Гуд

Робин Гуд
Ро́бин Гуд, персонаж английских средневековых баллад; благородный разбойник, защитник бедных и обиженных; один из вечных образов мировой литературы. Впервые прозвище Робин Гуд (от уменьшительной формы имени Роберт и среднеанглийского слова hod – капюшон) упоминается в судебных документах 13 в. по отношению к реальным преступникам; предположительно в это время образ Робин Гуда как разбойника уже сложился. Первое упоминание песен о Робин Гуде содержится в поэме У. Ленгленда «Видение о Петре Пахаре» (около 1370 – 1386). Наиболее ранние сохранившиеся баллады были обнаружены в рукописях середины 15 в. С 15–16 вв. Робин Гуд фигурировал как персонаж народных празднеств, проводившихся в начале мая. Черты «благородного разбойника», раздающего награбленные деньги беднякам, впервые появились не ранее 17 в.; дальнейшее развитие они получили в трудах историка-антиквария Дж. Ритсона. В 19 в. Робин Гуда начали связывать с идеей противостояния англосаксов захватчикам-норманнам после Нормандского завоевания Англии в 1066 г. В 20–21 вв. образ Робин Гуда получил широкое распространение в массовой культуре (литература, кинематограф, телевидение, комиксы, компьютерные игры).

Исторические персонажи

Исторические персонажи

Фольклор славянских народов

Фольклор славянских народов
Русалка (персонаж)
Русалка (персонаж)
Руса́лка, демоническое существо в мифологии восточных славян, связанное с обрядностью троицко-петровского цикла (укр. мавка, навка, мертвушка; белорус. купалка и др.). В русалок превращаются души умерших, чаще – «нечистых» («заложных») покойников, обычно – девушек, просватанных невест, рожениц, утопленниц, некрещёных детей. Русалки приходят с того света в неделю после Троицына дня во время цветения злаков; являются во внежилом пространстве обычно в виде девушек с распущенными волосами, которые качаются на деревьях, водят хороводы, вьют венки, расчёсывают волосы и т. п. Они преследуют встречных, могут заманить, утопить, защекотать насмерть. Иногда русалка представляется страшной старухой с отвисшей «железной» грудью. В 19 в. под влиянием романтизма образ русалки слился с западноевропейским образом морских дев.
Баба-яга
Баба-яга
Ба́ба-яга́, персонаж сказок восточных славян, имеющий мифологические корни. В восточнославянской волшебной сказке Баба-яга – старуха, обладающая сверхъестественными способностями и связанная с миром мёртвых. Её характерные черты – старость, дряхлость и уродство, подчёркнутая женская физиологичность. Важный признак Бабы-яги – её одноногость или костяная (реже – железная, деревянная) нога. Постоянные атрибуты Бабы-яги – хлебная лопата, на которой она пытается изжарить героя, печь, а также ступа, в которой она передвигается с помощью песта. Жилище Бабы-яги – тесная избушка, которая стоит на столбах или курьих (козьих, бараньих) ножках или на одной ноге, иногда подпёртая блинами. Функции Бабы-яги в волшебной сказке амбивалентны и зависят от типа сюжета, в котором она действует. Она может выступать в роли противника героя, но может быть его помощницей и дарительницей. В славянских традициях Ягой может называться не только образ волшебной сказки, но и ряд персонажей других фольклорных жанров.
Змей Горыныч
Змей Горыныч
Змей Горы́ныч, персонаж русских волшебных сказок, реже былин, духовных стихов и апокрифов, антагонист главного героя, многоголовый змей, похищающий женщин. В фольклорных текстах он также известен под именами: змей, змей лютый, змей морской, зверь поганый, Чудо-Юдо и др. В сказках нет описания внешнего вида Змея Горыныча, но часто подчёркиваются огромные размеры его тела, а также его характерные особенности, главная из которых – наличие нескольких голов. Все их должен отрубить герой, чтобы победить Змея. Змей Горыныч может извергать огонь; способность летать по воздуху – ещё одна его постоянная черта. Места обитания персонажа варьируются в разных текстах, но они всегда находятся за пределами человеческого мира. Прозвище Змея Горыныч, происхождение его образа не имеют однозначного толкования. Стереотипный образ Змея Горыныча в виде змееподобного многоголового чудовища, покрытого чешуёй, с когтистыми лапами и длинным хвостом с жалом на конце сложился под влиянием лубочных картинок 18–19 вв.

Театральные персонажи

Театральные персонажи

Глупышкин

Глупышкин
Глупы́шкин, прозвище французского комедийного актера Андре Дида (1879–1940), под которым он был широко известен в России. Данное прозвище связано, очевидно, с созданными Дидом в кино образами недалёких и незадачливых молодых людей, попадающих в смешные своей нелепостью ситуации.
Андре Дид (Глупышкин). Ок. 1910

Пульчинелла

Пульчинелла
Пульчине́лла, тра­ди­ци­он­ная мас­ка итальянской комедии дель арте. Поя­ви­лась в конце 16 в. Гор­бун с боль­шим крю­ч­ко­ва­тым но­сом, в бе­лоснежной ру­ба­хе и вы­со­кой ост­ро­ко­неч­ной шля­пе, про­стак и ува­лень, не­ред­ко но­си­тель са­ти­рического на­ча­ла в спек­так­ле.
Александр Мансо. Пульчинелла. Иллюстрация из книги: Санд М. Маски и мимы, или Итальянская комедия. Париж, 1860. Т. 1

Дзанни

Дзанни
Дза́нни, один из ос­нов­ных пер­со­на­жей итальянской комедии дель арте. Поя­вил­ся в 16 в. Оп­ре­де­ля­л оп­ти­ми­стический па­фос, са­ти­рическую си­лу ко­ме­дии дель ар­те. Сре­ди ак­тё­ров, вы­сту­пав­ших в этом ам­п­луа, наи­бо­лее из­вест­ны Т. Мар­ти­нел­ли, Н. Бар­бь­е­ри, Т. Фьо­рил­ли, Д. Бьян­ко­лел­ли, А. Сак­ки, Д. де Фьо­ре, Э. Де Филиппо, М. Моретти.
Александр Мансо. Дзанни. Иллюстрация из книги: Санд М. Маски и мимы, или Итальянская комедия. Париж, 1860. Т. 1

Персонажи в религии

Персонажи в религии