Гершензон Михаил Осипович
Гершензо́н Михаи́л О́сипович (Мейлих Иосифович Гершензон) [1(13).7.1869, Кишинёв – 19.2.1925, Москва], российский историк литературы и общественной мысли, публицист.
После окончания гимназии (1887) уехал в Берлин, поступил в Шарлоттенбургский политехникум, слушал лекции по истории и философии в Берлинском университете, в 1889 г. вернулся в Кишинёв. В 1889–1894 гг. учился на историко-филологическом факультете Московского университета.
Дебютировал в печати в 1894 г. Сотрудничал в периодике (в 1896 корреспондент газеты «Русские ведомости» в Риме; работал в журналах «Научное слово», «Критическое обозрение», «Вестник Европы», газете «Русская молва» и др.), занимался переводами (в том числе прозы Ф. Петрарки).
В центре исследовательских интересов М. О. Гершензона, испытавшего влияние идей Т. Карлейля, А. Бергсона, Л. Н. Толстого, – история духовной жизни России 19 в. Известность Гершензону принесли его историко-литературные исследования о Н. П. Огарёве, книги «П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление» (1908), «История молодой России» (1908) и другие, построенные на тщательно изученном материале и сочетавшие философско-психологическую глубину с мастерством беллетристического изложения. Гершензон задумал и осуществил издание сборника статей о русской интеллигенции «Вехи». «Опытом исторической иллюстрации» к комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова стала книга «Грибоедовская Москва» (отдельным изданием – 1914), воссоздающая быт, нравы и духовную атмосферу дворянской Москвы начала 19 в. на материале неизданной переписки членов семьи Римских-Корсаковых – современников Грибоедова, принадлежавших к тому кругу московского общества, к которому относился писатель. Среди других историко-культурных исследований: «Жизнь В. С. Печерина» (1910), «Исторические записки: О русском обществе» (1910), «Образы прошлого» (1912), «Декабрист Кривцов и его братья» (1914).
В предисловии к книге Г. Лансона «Метод в истории литературы» (1911) Гершензон выступил против культурно-исторической школы, настаивая на необходимости различения истории литературы как «царства художественной формы» и истории общественной мысли, предвосхитив в этом смысле идеи русской формальной школы.
Октябрьскую революцию 1917 г. принял; работал в Наркомпросе, Центрархиве, преподавал в Высшем литературно-художественном институте.
Религиозно-философские искания М. О. Гершензона нашли отражение в работах об А. С. Пушкине, а также в книгах «Тройственный образ совершенства» (1918), «Переписка из двух углов» (1921, совместно с В. И. Ивановым); «Гольфстрем» (1922), «Ключ веры» (1922), «Судьбы еврейского народа» (1922). Литературно-исторические материалы, собранные Гершензоном, составили серию сборников: «Русские Пропилеи» (тома 1–4, 6, 1915–1919), «Новые Пропилеи» (том 1, 1923).