Репутация центрального банка
Репута́ция центра́льного ба́нка, общественный консенсус относительно качества принимаемых центральным банком решений, уверенность экономических агентов в достижении монетарными властями поставленных целей.
Репутация центрального банка и доверие к нему являются важной составляющей для обеспечения стабильности финансовой системы и государства целом. Возникшие в 17 в. европейские центральные банки прошли путь от государственных налоговых агентов до кредиторов последней инстанции. Авторитет центральных банков был максимальным во времена золотого стандарта. После отхода от него и на фоне развернувшихся в 20 в. масштабных кризисов репутация центральных банков ухудшалась. Переживая последствия таких катастрофических явлений, как Великая депрессия в 1930-х гг. в США, Великая инфляция в 1970-х гг. в США, гиперинфляция в ряде стран Европы [Греция в 1944, Германия в 1920-х гг. (Веймарская республика), Югославия в 1990-х гг.], население теряло доверие к монетарным властям.
В академической среде достаточно распространённым является вывод, согласно которому к Великой депрессии в США привели не вполне компетентные действия центральных банков. В этот период центральные банки фактически утратили свою независимость и были вынуждены принимать решения, в значительной степени ориентируясь на действия фискальных властей (министерств финансов). Восстановление их репутации началось лишь в 1950-х гг. с появлением Федеральной резервной системы США. Некоторые европейские центральные банки также повысили свой авторитет благодаря улучшению ситуации в экономиках (Германия, Швейцария). В 1960-х гг. это доверие ещё более возросло на фоне кейнсианской политики поддержки полной занятости. Однако Великая инфляция и глубокая всеобщая депрессия в конце этого периода прервали процесс накопления доверия и вынудили центральные банки искать новые пути решения задачи поддержания финансовой и ценовой стабильности.
Новым ответом на этот вызов стал режим таргетирования инфляции. Это режим денежно-кредитной политики, главной целью которого является поддержание в государстве ценовой стабильности, т. е. устойчиво низкой инфляции. Репутация центрального банка в условиях режима таргетирования инфляции имеет ключевое значение. Когда репутация регулятора высока, т. е. доверие к нему велико, то экономические агенты уверены в достижении цели по инфляции и с меньшей вероятностью поддаются потребительской панике. Более рациональное поведение экономических агентов само по себе является фактором стабилизации инфляции (в противном случае ажиотажный спрос создаёт дефициты на потребительских рынках и ведёт к ускорению инфляции, мешая центральному банку достигать цели ценовой стабильности).
Таргетирование инфляции оказалось успешным в абсолютном большинстве стран, использовавших его. Успехи по поддержанию ценовой стабильности в этих странах способствовали восстановлению утраченного в прежние периоды доверия (Levin. 2013; Goodfriend. 1986).
Мировой финансовый кризис 2008 г. упрочил авторитет центральных банков. В большинстве стран полномочия монетарных властей в это время расширялись, стали применяться массированные меры неконвенциональной (нетрадиционной) денежно-кредитной политики (прежде всего «количественное смягчение»). Одним из самых ярких признаков увеличения доверия общества к центральным банкам (на 2022) в работе американских и канадских учёных М. Бордо и П. Сиклоса (декабрь 2014) названо то, что монетарные власти могут позволить себе эмитировать значительные объёмы денег при сохранении инфляционных ожиданий «заякоренными», т. е. близкими к цели по инфляции и устойчивыми к внешним шокам. Впрочем, в постковидное время это достижение уже не выглядит столь однозначным. После массированных вливаний в экономики развитых стран большинство из них переживали резкий рост цен в 2022 г., а также ускорение инфляционных ожиданий населения и бизнеса, причины которого ещё изучаются (Meyer. 2022).
Репутация центрального банка играет важную роль для обеспечения его независимости, без которой невозможно выполнение основных функций центрального банка как гаранта ценовой и финансовой стабильности. Как отмечается в классических работах по данной теме (Fellner. 1976; Haberler. 1980), чем ниже доверие экономических агентов к центральному банку, тем более высокие экономические издержки они несут в кризисные периоды. Независимость денежно-кредитной политики, для которой требуется высокий уровень доверия и безупречная репутация центрального банка, входит в т. н. трилемму международных финансов («невозможная троица»). Из неё следует, что невозможно одновременно достичь фиксированного обменного курса, свободного движения капитала и независимой денежно-кредитной политики.