Псковская область. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Пско́вской о́бласти. На территории Псковской области сохранились многочисленные памятники архитектуры и произведения монументальной и станковой живописи со Средних веков.
Архитектура
В 8–12 вв. на территории современной Псковской области возводились курганы, дерево-земляные укрепления городищ Камно (в одноимённой деревне), Городок на Ловати (в урочище Городище Великолукского района), Труворова городища (на окраине Изборска), Псковского Крома (все частично изучены в ходе археологических раскопок) и др.
Первые церкви в Пскове (с середины 10 в.) строились из дерева и потому не сохранились. В 1120-х – начале 1150-х гг. под влиянием новгородского зодчества из плинфы и камня построены собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, собор Святого Дмитрия Солунского на Торгу (не сохранился) и Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Структура последнего с примыканием подкупольного пространства к апсиде и кельями-приделами в западных углах второго яруса повторена в соборе Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310–1311). В 12 в. в Псковском Кроме возведён Троицкий собор, впоследствии два раза полностью перестроенный на старых фундаментах (в 14 и 17 вв.).
В духе новгородской архитектуры (главным образом церкви Николы Белого в Великом Новгороде, 1312–1313) из псковского плитняка также сооружены одноапсидные, одноглавые, с четырьмя квадратными столпами церкви Святителя Николая в Изборске (1330-е гг.; с пофронтонным покрытием и угловыми коробовыми сводами), Архангелов Михаила и Гавриила с Городца (1339–1340, верх перестроен в 1694–1695), Покрова Богородицы в Довмонтовом городе (1398, сохранились стены высотой до 5 м; обе в Пскове) и др.
В 13–16 вв. преимущественно на границах псковских земель построены деревянные крепости, от которых сохранились валы: в деревнях Опоки (13–14 вв.) и Воронич (14–16 вв.), в г. Опочка (1414), в деревне Владимирец (Володимирец; 1462), в рабочем посёлке Красногородск (1464), в г. Себеж (1535).
Сохранились крепостные каменные сооружения в Пскове (13–16 вв.; Кром, стена Окольного города), крепости в Изборске (1330), Порхове (1387, укреплена в 1430), Острове (фрагменты стен и угловых башен 15 в.), Гдове (около 1433, сохранились фрагменты), в селе Велье (фрагменты стен 15 в.).
С середины 14 в. в Псковской республике начала своё развитие псковская школа зодчества. В 1365–1367 гг. в Псковском Кроме построен новый Троицкий собор (не сохранился). Его пучковые лопатки, обрамления окон восходили к готической декорации; повышенные подпружные арки, восьмигранный постамент под барабаном и многоскатное покрытие были сооружены, вероятно, в 1420 или 1465 гг.; в 1413 и 1465 гг. добавлены приделы.
С середины 15 в. строились храмы, покрытые 16-скатной крышей, с восьмигранным постаментом под барабаном, с полукруглой средней и прямоугольными боковыми апсидами (церковь Успения Богородицы в селе Мелётово, 1461–1462). С архаизирующими пониженными подпружными арками построены псковские церкви Космы и Дамиана с Примостья (1462–1463, верх перестроен после взрыва пороха в 1507) и Варлаама Хутынского на Званице (1495).
Во 2-й половине 15 – середине 16 вв. возводились т. н. храмы с подпружными арками, слитыми со сводами, т. е. с барабаном, поставленным на края цилиндрических сводов, перекрывающих рукава подкупольного креста. Для этих храмов характерна восьмискатная крыша. Вариант с одной апсидой развивался преимущественно в последней четверти 15 в. (церкви Пророка Илии в селе Выбуты, Рождества Богородицы в селе Новая Уситва, Святого Георгия в селе Камно).
Более продолжительно использовался вариант с тремя закруглёнными апсидами, к которому относятся церкви Архангела Михаила в деревне Кобылье Городище (возможно, 1462 или конец 15 – начало 16 вв.), Георгия со Взвоза в Пскове (1494), Святителя Николая в селе Верхний Мост (конец 15 – начало 16 вв.), Святителя Николая в Застенье в Острове (1542–1543, зодчий Иван Григорьев), Святителя Николая в деревне Красные Пруды (предположительно, 1-я половина 16 в., взорвана 17 января 1944).
С 1470-х гг. развивался тип храма с повышенными подпружными арками и восьмискатным покрытием (церковь Рождества Богородицы на погосте Старая Уситва, 1470-е гг., разрушена в ходе боёв в 1942); с 1490-х гг. он применялся и к трёхапсидным церквам (Богоявления с Запсковья в Пскове, 1495–1496; Святителя Николая в селе Устье, Покрова Богородицы на погосте Знахлицы, обе конца 15 – начала 16 вв.). Этот основной тип псковского храма использовался и в 16 в.: церкви Святого Димитрия Солунского в Гдове (1520-е – 1530-е гг., разрушена в 1944, воссоздана в 1989–1993), Николы со Усохи в Пскове (предположительно 1535–1536), Святителя Николая в селе Виделебье (середина 16 в.), Пророка Илии в Торошине (разрушена во время Великой Отечественной войны 1941–1945). Возводились церкви с камерами на хорах, низкими круглыми столбами, бровками на барабане и широкими лопатками.
В середине 16 в. строились также четырёхстолпные церкви с позакомарным покрытием – Пророка Илии в селе Кривовицы (около 1529; сохранилась в руинах), Святых жён-мироносиц на Завеличье в Пскове (предположительно 1546), Василия Великого на Горке в Пскове (предположительно между 1547 и 1555), Великомученика Георгия на погосте Сенно (1562), Святителя Николая (не позднее 1569) бывшего Николаевского Любятовского монастыря в Любятове (упоминается в 1570 в связи с его посещением царём Иваном IV Васильевичем; упразднён в 1764; ныне в черте г. Псков).
Храмы часто ставились на подклеты и обстраивались галереями с приделами (церковь Троицы Живоначальной в селе Доможирка, вероятно 1563), притворами и крыльцами.
С конца 14 в. под влиянием балканских стран также строились бесстолпные церкви и приделы со сложными сводами: церкви Святого Фёдора Стратилата в Довмонтовом городе (1385, сохранились нижние стены), Воскресения Христова в селе Пустое Воскресенье (1496, со ступенчатыми сводами), Святых апостолов Петра и Павла (предположительно 2-я четверть 16 в., с перекрещивающимися сводами) бывшего Петропавловского Серёткина монастыря в Пскове (упоминается с 1299, упразднён после 1764); двойная церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома в Пскове со ступенчатыми несущими распалубками (1582), Преображения Господня в деревне Колпино (1550-е гг.; своды, барабан и апсида перестроены в середине 19 в.).
Звонницы возводились пяти типов: в виде разнообразных деревянных козел (предположительно с 11 в.), в виде надстроенных на стене храма (над боковыми фасадами, над западным входом или над приделом) двух или трёх пролётов звона (предположительно с конца 15 в.); с отдельной высокой стеной, завершающейся двумя – семью пролётами звона (предположительно с середины 16 в.; на погосте Сенно; при церкви Успения с Парома в Пскове); башнеобразные, встроенные в западную часть храма (со 2-й половины 17 в.; в церкви Святых апостолов Петра и Павла бывшего Серёткина монастыря, предположительно 1680-е гг.) или отдельно стоящие (близ Троицкого собора в Пскове, между 1699 и 1706).
В 15–18 вв. отстроены монастыри: Спасо-Елеазаровский (основан во 2-й четверти 15 в., закрыт в 1920-е гг., возобновлён в 2000; собор Трёх Святителей, около 1574), Крыпецкий Иоанно-Богословский (основан в 1455, закрыт в 1923; возобновлён в 1995; собор Святого Иоанна Богослова, 1557; трапезный корпус с Успенской церковью середины 16 в.; восстановлены в 2000-е гг.), Мальский Рождественский (середина 15 в., разрушен в 1581, восстановлен в 1730, упразднён в 1764; пятиглавый собор Рождества Христова, 3-я четверть 16 в.), Верхнеостровский Петропавловский на о. Верхний на Псковском озере (о. имени Белова; около 1470, упразднён в 1764; церковь Святых апостолов Петра и Павла, 1710), Псково-Печерский Успенский (основан в 1470-е гг.; пещеры; Успенский собор, 1472–1473, расширен в 1522–1523, надстроен в 1758–1759; крепостные стены, 1558–1565; и др.), Святогорский (1569, закрыт в 1924, возрождён в 1992; собор Успения Пресвятой Богородицы, 1569).
В 17–18 вв. активно развивалось каменное гражданское (в том числе жилое) зодчество. На юго-западе Псковской области построены барочные двухбашенные костёлы в Себеже (1649 – около 1652) и Невеле (1685–1785; пострадал во время Великой Отечественной войны и был разобран в 1964). Во 2-й половине 17 в. сохранялись отголоски местного архитектурного своеобразия: перестройка церкви Святых Мины, Виктора и Викентия на погосте Кусва (сохранены основание четверика и апсида 16 в.; во 2-й половине 17 в. переложены стены и своды; в конце 18 в. восьмискатное завершение заменено четырёхскатным), церкви Пророка Илии с Луга в Пскове (1677; с характерными для псковского зодчества 16 в. перекрещивающимися арками, тромпами в основании барабана, колокольней над входом и двухэтажными галереями, воспринятыми из московской архитектуры), Святителя Николая на Труворовом городище в Изборске (1680-е гг.; на основании 16 в.) и в селе Тайлово (1694).
Активно использовалось пятиглавие: церковь Николы Явленного от Торга (1676) и Свято-Троицкий собор (около 1691 – около 1700) в Пскове, Троицкий собор (1690–1712; не сохранился) Троице-Сергиева монастыря в Великих Луках (основан в 14–15 вв., закрыт в 1924), Воскресенский собор в Великих Луках (1692; не сохранился).
В годы Северной войны 1700–1721 гг. построены: бастионы в Печорах (1701), укрепления в Пскове (1701 и 1708), шестибастионная земляная крепость в Великих Луках (1704–1708, по чертежам Л. Ф. Магницкого). В 1-й половине 18 в. преимущественно в духе нарышкинского стиля по типу «восьмерик на четверике» построены церкви: Апостола Матфея на погосте Нёготь (ныне деревня Писковичи; начало 18 в.); Живоначальной Троицы (1732–1741, разобрана около 1935) и Преображения Господня (1733; обрушилась в 1929, руины разобраны в 1930-е гг.) в Великих Луках; Воскресения Христова в селе Клин (1733); по редкому типу «четверик на четверике» – церковь Казанской иконы Божией Матери в бывшей усадьбе А. Г. Ланского в селе Посадниково (1730-е гг.); с элементами петровского барокко (полукруглые фронтоны, карнизы, пилястры) – церковь Успения Пресвятой Богородицы в бывшей усадьбе М. И. Дубровского в селе Новое (1744).
Во 2-й половине 18 в. в различных провинциальных вариантах стиля барокко строились храмы, продолжившие тип «восьмерик на четверике»: церковь Вознесения Господня (завершена в 1752; ныне кафедральный собор) бывшего Вознесенского монастыря в Великих Луках (основан в 1675; закрыт в 1924), церковь Сретения Господня в деревне Хилково (1752–1754; т. н. торопецкое барокко), Богоявленский собор в Великих Луках (1757, разобран в конце 1940-х гг.), церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Барута (1762), Преображения Господня в селе Вехно (1758–1765), Покрова Пресвятой Богородицы в селе Павы (1766), Святителя Николая в урочище Никольское-Заклюка (1767), Благовещения Пресвятой Богородицы в деревне Опоки (1772), Живоначальной Троицы в деревне Миритиницы (1783), Троицкий собор в Острове (1786–1790). По типу «восьмерик на крестообразном основании» построена церковь Преображения Господня в деревне Прибуж (1753–1755); по традиционному типу бесстолпных одноглавых храмов – церковь Святителя Николая на о. Талабск (1792).
К столичным вариантам барокко относятся Никольская церковь в усадьбе Ланских в селе Посадниково (1780-е гг., архитектор Ю. М. Фельтен; с декорацией фасадов в стиле неоготики; разобрана около 1925), повторявшая Чесменскую церковь в Санкт-Петербурге; пятиглавый Спасо-Преображенский собор в Опочке (заложен в 1780, освящён в 1795, архитектор И. Т. Парфентьев; взорван в 1937), церковь Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе Н. С. Бороздина в селе Столбушино (завершена в 1787), церковь Живоначальной Троицы в усадьбе В. С. Плещеева в селе Залесье (1789–1798; барочный иконостас).
Среди многочисленных деревянных церквей 17 – начала 19 вв.: клетские Святой Варвары в Пскове (1618) и Святителя Николая в деревне Заянье (между 1629 и 1646; уничтожена пожаром в 2015), ярусная на крестообразном основании Сошествия Святого Духа в деревне Плиссы (1747 или 2-я половина 18 в.), ярусные Рождества Богородицы в деревне Коровск (1760, перестроена в 1798 и 1892–1902) и Святителя Николая в рабочем посёлке Красногородск (1806); Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Медвёдово (1772) и Воскресения Христова в деревне Теребени (1776; обе типа «восьмерик на четверике»).
В 1770-х – 1780-х гг. воплощались регулярные планы Порхова (1772 и 1781), Опочки (1774, архитектор И. Е. Старов), Острова (1778), Невеля (1778). В стиле классицизма возведены: Троицкий собор в Порхове (1782–1783, предположительно архитектор И. Т. Парфентьев; снесён в 1960-е – 1970-е гг.), пятиглавая церковь Вознесения Господня в деревне Бельское Устье (1787–1796; крестообразная в плане с центральной ротондой, предположительно архитектор Старов), церковь Живоначальной Троицы в селе Подберезье (1809–1811), ампирный Благовещенский собор в Пскове (1832–1836, архитектор А. И. Мельников; взорван в 1933), церкви Пророка Илии в селе Красные Горки (1833; верхняя часть разрушена в 1930-е – 1940-е гг.), Рождества Богородицы в селе Белая (1838; с двумя четырёхколонными портиками).
В русско-византийском стиле возведены церкви Святого равноапостольного князя Владимира в селе Михайлов Погост (1862), Архангела Михаила в селе Вышегород (1863–1873; с шатровым завершением), Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Руново (1884; с треугольными закомарами), Святителя Николая в селе Каменный Конец (1883–1893, архитектор Д. П. Садовников); с элементами неовизантийского стиля – церкви Святителя Николая в селе Крапивно (1879–1889, архитектор Ю. Ф. Бруни), Входа Господня в Иерусалим в деревне Посолодино (1893–1901), Святых апостолов Петра и Павла в селе Кунесть (1895–1909).
В русском стиле построены церкви Успения Пресвятой Богородицы в Опочке (1891–1894, архитектор А. А. Парланд, взорвана в 1934), Покрова Богородицы в деревне Боровик (1897; деревянная), Святителя Николая в селе Синяя Никола (1901), пятиглавая Святых апостолов Петра и Павла в селе Ветвеник (1903–1907), Святителя Николая в селе Ремда (1902–1918, обе – архитектор Н. Н. Никонов) и др. В неорусском стиле – шатровая церковь Святых Космы и Дамиана в деревне Гвоздно (1909–1912, архитектор А. П. Аплаксин), деревянный девятиглавый Покровский собор (1912–1913, архитектор И. В. Экскузович, разобран в 1958) Воскресенско-Покровского монастыря в селе Нежадово (основан в 1910, закрыт в 1929), церковь Святой равноапостольной княгини Ольги в селе Выбуты (1914–1917, архитектор М. М. Перетяткович; взорвана в 1944). Среди зданий других религий и конфессий – неоготическая лютеранская кирха в Опочке (1871–1874), синагога в Великих Луках (1901–1902).
Среди усадеб середины 18 – 1-й трети 19 вв.: Петровская мыза графа К. Г. Разумовского в деревне Петровское (руины дома на дубовых сваях, между 1745 и 1780, перестроен в 1848; в 1780-е гг. князь Г. А. Потёмкин-Таврический основал здесь гобеленовую фабрику; флигель, скотный двор; здание пивоваренного и винокуренного заводов, 19 в.; парк), Валуевых в бывшем селе Жеребцово (ныне в черте г. Остров; главный дом, 1760-е гг., перестраивался), генерал-аншефа К. Б. Бороздина в деревне Ладино (главный дом, 1760-е гг.; церковь Воскресения Христова, 1768), генерал-поручика И. М. Голенищева-Кутузова в деревне Ступино (основание главного дома, 1779–1784), графа П. П. Коновницына в селе Кярово (церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1788–1789), Чихачёвых в селе Добрывичи (ротондальная церковь Тихвинской иконы Божией Матери, 1790–1807), генерала от кавалерии И. И. Михельсона в селе Иваново (церковь Рождества Иоанна Предтечи, 1799–1805, верхняя часть не сохранилась), Яхонтовых в деревне Кунино (церковь Святой княгини Ольги, 1830–1838), Философовых в деревне Богдановское (ныне деревня Красное Солнце; усадьбу в 1820-е гг. посещали А. С. Пушкин, А. Г. Венецианов, Г. В. Сорока, в начале 20 в. – Д. В. Философов, С. П. Дягилев, А. Н. Бенуа; деревянный главный дом начала 19 в. сожжён крестьянами в 1863; хозяйственные постройки, парк), А. И. Лорер в деревне Гораи (главный дом, построен в 1810-е гг. предположительно по проекту Ж.-Ф. Тома де Томона, не сохранился), Мусоргских в деревне Карево (место рождения М. П. Мусоргского; фундамент дома начала 19 в.), Чириковых в деревне Наумово (деревянный главный дом, начало 19 в.; флигель, хозяйственные постройки; ансамбль отреставрирован в 1974–1979; ныне Музей-усадьба М. П. Мусоргского), Куковичей в деревне Глембочино (деревянный дом, начало 19 в.; флигели), Лог Зиновьевых в деревне Лосицы (деревянный дом, 1-я четверть 19 в.; ныне Музей писательницы М. В. Ямщиковой), усадьбы на территории Пушкинского заповедника. Сохранились здания главной конюшни в усадьбе Овцыных – Васильчиковых – графов Строгановых Волышово (последняя четверть 18 – 1-я половина 19 вв.).
В середине 19 – начале 20 вв. строились кирпичные главные дома усадеб Корвин-Круковских в деревне Полибино (1840-е гг., возможно, архитектор А. П. Брюллов; ныне Музей-усадьба С. В. Ковалевской), Строгановых в деревне Красные Горки (1870-е – 1880-е гг.; с элементами неоренессанса), князя Л. А. Львова в деревне Гора, князей П. А. и Я. А. Львовых в деревне Крулихино (оба дома – 2-я половина 19 в.), «Замковая гора» В. П. Родзянко в посёлке Усвяты (конец 19 в.), А. Д. Философова в деревне Усадище (1899, архитектор В. Я. Курбатов), графа С. А. Строганова в деревне Волышово (1896–1904, архитектор К. К. Шмидт; в результате пожара в 2018 обрушился 2-й этаж; конный завод и др.), Пальчиковых – Гилейн фон Гембиц в деревне Щиглицы (начало 20 в.), А. Н. Брянчанинова в деревне Старые Липы (руины дома начала 20 в.; две железобетонные смотровые башни, 1909), Канашово А. Е. Жуковского в деревне Чернецово (1906), князя Л. Л. Львова в деревне Алтун (дом 1913–1914, с чертами неоготики и модерна; взорван германскими войсками в 1944, восстановлен в 2008–2012), князей Гагариных в деревне Холомки (1913–1914, в стиле неоклассицизма, проект архитектора И. А. Фомина).
Среди усадеб с деревянными главными домами: Н. А. Римского-Корсакова в деревне Любенск (2-я половина 19 в., сгорел в 1941–1944, воссоздан во 2-й половине 20 в.; с 1995 – Мемориальный музей-усадьба композитора; в 2022 повреждён пожаром), Н. И. Кукольника в деревне Соколово (1860-е гг.), С. М. Неклюдова в деревне Родовое (1879), П. П. Болычева в деревне Пашкино, Г. К. фон Бюнтинга в деревне Халахальня (оба – начало 20 в.).
В стиле модерн строились дома в Пскове, Опочке, Острове; в стиле конструктивизма – корпус санатория «Хилово» (1927–1929, не сохранился). В 1920-х – 1930-х гг. на западных территориях Псковской области строились кирхи (в Печорах, 1923–1926, архитекторы А. А. Подчекаев, Б. Р. Крюммер; в селе Лавры, 1925–1932, архитектор Подчекаев), деревянные церкви (в сёлах Юшково, 1921, и Грешина Гора, 1926–1928); шатровая церковь Святителя Николая в неорусском стиле в Пыталово (1929–1931, архитектор В. М. Шервинский).
После 1944 г. восстанавливались города; в стиле советского неоклассицизма возводились общественные и жилые здания, реставрированы многие памятники архитектуры (с 1946 работает Псковская проектно-реставрационная мастерская). В 1960-е – 1980-е гг. велось строительство в стиле советского модернизма (здание Псковского музея-заповедника, 1970-е гг.; и др.).
В 1990-е – 2010-е гг. построены: Георгиевский собор в посёлке Струги Красные (1990–2005, архитектор В. Н. Савельев), церковь Святого князя Владимира в деревне Стуколово (2001–2005, архитекторы В. В. Медведев, В. И. Снетков), в Пскове – церкви Воскресения Христова на Орлецовском кладбище (1994–1997, архитектор Ю. М. Ширяев), Святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (2008–2012, архитектор Ю. М. Ширяев) и католический костёл Пресвятой Троицы (2001–2013).
В начале 21 в. заново отстроены: Свято-Благовещенская Никандрова пустынь (основана во 2-й половине 16 в., закрыта в 1928, вновь открыта в 2001; Благовещенский собор, 2006–2010, архитектор Г. Б. Соколов; деревянная церковь Святых царственных мучеников, 2004–2005), Спасо-Казанский Симанский женский монастырь в Острове (основан как женская община в 1897, монастырь с 1907, закрыт в 1920-е гг., возрождён в 2003), Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь в деревне Творожково (основан в 1862, закрыт в 1929, открыт в 2000; церковь Живоначальной Троицы, 1875–1882, архитектор М. А. Щурупов, реставрирована к 2007; деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», 2006).
В 2010-х гг. благоустроены набережные Пскова, здание гостиницы «Интурист» (1988–1996) в 2016–2023 гг. реконструировано под студенческий городок Псковского государственного университета. В 2018–2021 гг. здание ТЭЦ-18 в Пскове (1927–1930) реконструировано в жилой комплекс «ТЭЦ на Великой» (проект 2016–2018, архитектурное бюро «Студия 44», архитекторы Н. И. Явейн, Г. В. Иванов, В. А. Романцев, У. В. Сулимова, Е. М. Богомаз, Е. С. Фёдорова).
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
К главным памятникам монументальной живописи псковской школы принадлежат фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (середина 12 в.), собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313), церкви Успения Богородицы в селе Мелётово (1465), Благовещенской церкви (1547) и Успенского собора (1550-е – 1560-е гг.) Псково-Печерского монастыря.
С 13 в. сохранились произведения псковской иконописи (икона «Илья Пророк в пустыне» из села Выбуты, конец 13 в., Третьяковская галерея, Москва; Елеазаровский Спас, середина 14 в., Спасо-Елеазаровский монастырь; Любятовская икона Божией Матери, начало 15 в., Третьяковская галерея; и др.), в том числе чины иконостасов (с 15 в.). В 15–17 вв. развивалась книжная миниатюра, в 16–18 вв. – деревянная скульптура, резьба по дереву и металлу, изготовление изразцов.
В конце 18 – начале 20 вв. живопись развивалась преимущественно в усадьбах (работы крепостного художника В. Т. Зерцалова и др.). В начале 20 в. в Пскове и на территории современной Псковской области работали Н. К. Рерих, Е. Е. Лансере, Н. Е. Лансере, К. Ф. Юон и др.; в начале 1920-х гг. – М. В. Добужинский, Г. С. Верейский и др. В 1921 г. основано Творческое объединение псковских художников (первый председатель И. Н. Ларионов); в 1926 г. – Псковское общество Ассоциации художников революционной России. В духе авангарда работали Г. А. Алексеев-Гай, В. В. Купцов, И. Н. Ларионов, Г. А. Новиков, А. Д. Рыбчевский, В. К. Турбасов.
Среди художников 2-й половины 20 в. – А. С. Силин, В. В. Лысюк, Н. М. Москалёв, А. А. Большаков, В. М. Васильев, А. Г. Строило, П. П. Оссовский. В 1981 г. основано Псковское отделение Союза художников РСФСР (ныне Псковское региональное отделение Союза художников России); в 2019 г. – Псковское отделение Творческого союза художников России.
В последней трети 20 – начале 21 вв. созданы мемориал «Красуха» с монументом «Скорбящая псковитянка» (1968; скульптор А. П. Усаченко), памятник Ледовому побоищу 1242 г. на горе Соколиха в Пскове (1993, скульптор И. И. Козловский, архитектор П. С. Бутенко), памятник «Князь Александр Невский с дружиной» в деревне Самолва (2021, скульпторы В. Д. Шанов, Д. Д. Успенская, архитекторы К. Б. Фомин, Д. М. Смирнов).
Во 2-й половине 20 – начале 21 вв. развивались кузнечное дело (мастер В. П. Смирнов), производство художественной керамики (Ю. П. Спегальский, Ю. А. Пересада, Г. В. Драчёва, Э. С. Сенченко, Г. А. Сафронова, Е. Д. Румянцева и др.), резьба по дереву и др.