Старов Иван Егорович
Старо́в Ива́н Его́рович [12(23).2.1744, Москва – 5(17).4.1808, Санкт-Петербург; похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры], российский архитектор, один из главных представителей классицизма в России. Академик (1769), профессор (1785) и адъюнкт-ректор (1794) Императорской Академии художеств.
Родился в семье священнослужителя. В 1755 г. поступил в гимназию при Московском университете. В 1756 г. переведён в гимназию при Академии наук в Санкт-Петербурге. В 1758–1762 гг. учился в Императорской Академии художеств (далее – ИАХ) у А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота; окончил её с золотой медалью. В 1762 г. в качестве пенсионера ИАХ отправился за границу для усовершенствования мастерства. Первоначально обучался в Париже в мастерской Ш. де Вайи, затем (1767–1768) путешествовал по Италии. По возвращении в Санкт-Петербург (сентябрь 1768) за работы пенсионерского периода Старов был удостоен Советом ИАХ звания назначенного в академики, через год – академика.
Старов получил признание после того, как в 1770 г. в Салоне ИАХ были представлены созданные им проекты загородных дворцов А. Г. Демидова и А. А. Вяземского. Вскоре за этим последовал императорский заказ, укрепивший авторитет архитектора: в 1771 г. императрица Екатерина II поручила ему создание усадеб в Богородицке (1773–1784; с 1796 принадлежала графу А. Г. Бобринскому, затем его сыну и внуку) и в Бобриках (1773–1778) Тульской губернии (ныне Тульская область). Эти и последующие загородные ансамбли авторства Старова во многом повлияли на дальнейшее развитие архитектуры русских усадеб. Так, комплекс в Богородицке – пример чёткой, замкнутой, симметричной планировки, где двухэтажный дворец соединён изогнутыми по дуге оградами со служебными флигелями. Подобная усадебная схема впоследствии стала одной из самых распространённых в отечественной архитектуре. Ансамбль в Богородицке занял центральное место в планировочной структуре города. Пластическим акцентом дворца служит полукруглый выступ на западном фасаде, который отмечает овальный парадный зал в интерьере. Включение овальных или круглых помещений в планировочную структуру здания было одной из характерных черт творчества Старова, особенно в ранний период. Эта особенность отсылает к салонам во французской классицистической архитектуре. В эти годы Старов редко использовал колонны и пилястры для украшения фасадов, предпочитал декорировать их неглубокими нишами, филёнками, рустом.
К раннему этапу творчества Старова относится и усадьба Никольское-Гагарино под Москвой, построенная для князя С. С. Гагарина (1774–1783; ныне Рузский округ, Московская область). Планировка этого ансамбля также отличается строгой симметрией, а архитектура дворца демонстрирует интерес Старова к сложным объёмно-пространственным композициям. В интерьере здания заслуживают наибольшего внимания три парадных зала, главный из которых имеет овальную форму, а два прилегающих к нему – прямоугольную со скруглёнными углами. Сложность планировочной схемы отражена в композиции паркового фасада дворца: он отличается эффектным сочетанием вогнутых и выпуклых поверхностей. Его угловые части отмечены нишами с двумя дорическими колоннами. Стены нижнего этажа постройки оформлены рустом, второго этажа – расчленены лопатками.
В пригородах Санкт-Петербурга зодчий разрабатывал иные, более скромные варианты усадебного ансамбля, но они также сохраняли характерную сложность объёмной композиции. В усадьбе А. Г. Демидова Тайцы близ Гатчины компактный центрический объём двухэтажного главного дома с бельведером рассчитан на обозрение со всех сторон (1774–1778; ныне Гатчинский район, Ленинградская область; дворцово-парковый ансамбль внесён в список Всемирного наследия в составе объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников»). Углы здания акцентированы открытыми ротондами, а главный вход – лоджией. Композиционным центром служит круглый зал, к которому прилегают остальные помещения. К этому же периоду относится строительство усадьбы П. Г. Демидова Сиворицы в селе Никольское (1775–1776; ныне Гатчинский район, Ленинградская область).
Помимо усадебного строительства с 1770-х гг. Старов занимался созданием проектов общественных построек, разрабатывал планы городов. Он работал в Санкт-Петербурге и его окрестностях, в Подмосковье, на северо-западе и юге России. В 1772–1774 гг. архитектор был членом Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, отвечавшей в том числе за планировку и застройку провинциальных городов Российской империи. Под руководством Старова были составлены планы урегулирования застройки Воронежа, Пскова, Порхова Новгородской губернии (ныне Порховский район, Псковская область), Нарвы Петербургской губернии (ныне мааконд Ида-Виру, Эстония). В 1776–1778 гг. Старов частично перестроил Аничков дворец, где возвёл третий этаж над боковыми крыльями постройки и изменил характер декоративного убранства фасадов, придав им более строгий классицистический вид.
В 1784–1798 гг. Старов занимал должность главного архитектора Конторы от строений Её Императорского Величества домов и садов, выполняя многочисленные заказы Екатерины II, членов императорской семьи и её приближённых. В 1785–1789 гг. по его проекту строился Екатерининский дворец в новой загородной резиденции Пелла близ Петербурга (не достроен, разобран в 1797–1805 по указу императора Павла I; ныне г. Отрадное, Кировский район, Ленинградская область). Старов осуществлял частичную перестройку и реставрацию интерьеров в Мраморном (1792–1795) и Чесменском дворцах (1793–1794). Совместно с Дж. Кваренги перестраивал парадные залы Зимнего дворца в классицистическом духе (1791–1793; создана Невская анфилада с Аванзалом, Большим и Концертным залами), однако их убранство было уничтожено пожаром 1837 г.
Одно из самых значительных произведений Старова – Таврический дворец в Санкт-Петербурге (1783–1789), городская усадьба князя Г. А. Потёмкина-Таврического, где архитектор утвердил классицизм в самом строгом его изводе. Сдержанный внешний облик дворца определяют ясная геометрия прямоугольных и полукруглых форм, подчёркнутая аскетичность фасадов, лишённых декора. Центр симметричной композиции отмечен куполом и дорическим портиком под фронтоном. Внешняя лаконичность и простота в интерьере сменяется пышным убранством парадных залов (бо́льшая часть декора не сохранилась). Они располагаются на главной композиционной оси постройки и составляют развёрнутую вглубь дворца масштабную анфиладу: вестибюль, восьмиугольный зал с куполом, вытянутый поперёк оси овальный Белоколонный зал (Большая галерея), окружённый ионической колоннадой, а также зимний сад (первоначально раскрывался большими окнами в пейзажный сад).
Таврический дворец в числе 20 наиболее значительных дворцов Европы был упомянут в труде Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтена «Резиденции государей: сравнение некоторых резиденций государей Франции, Германии, Швеции, России, Испании и Италии» («Résidences de Souverains : parallèle entre plusieurs résidences de Souverains de France, d'Allemagne, de Suède, de Russie, d'Espagne, et d'Italie, par C. Percier et P. F. L. Fontaine»; 1833, Париж).
Кроме Таврического дворца Старов выполнил ещё несколько проектов по заказу Г. А. Потёмкина. В окрестностях Санкт-Петербурга были выстроены: увеселительный дом в Озерках, деревянный дом в Осиновой Роще (оба – 1778, не сохранились; ныне Выборгский район, Санкт-Петербург), дворец в стиле неоготики в усадьбе Островки (1-я половина – середина 1780-х гг.; сохранились фундамент и фрагменты стен; ныне Всеволожский район, Ленинградская область). С инициативой Потёмкина связана и деятельность Старова на юге России в конце 1780-х – начале 1790-х гг.: планировка Екатеринослава (1790; ныне г. Днепр, Украина) и дворец Потёмкина там же (1787–1789, перестроен), планировка Николаева (1790) и проекты ряда сооружений для этого города (не сохранились).
Среди последних работ Старова по частным заказам интересен неосуществлённый проект (1789–1792) Никольского дома – нового дворца для графа Н. П. Шереметева в Москве.
Старов также работал в области культовой архитектуры. К ранним произведениям зодчего принадлежат усадебные храмы в Богородицке, Бобриках и Никольском-Гагарине. В 1782–1788 гг. Старов участвовал в строительстве Софийского собора (1782–1788, по проекту Ч. Камерона; колокольня, 1904–1905, архитектор Л. Н. Бенуа) в г. София (ныне в составе г. Пушкин). В 1783–1789 гг. перестраивал после пожара Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге.
Одним из самых известных произведений Старова и культовой архитектуры классицизма в целом стал Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778–1790), который ныне служит композиционным ядром её ансамбля. Базиликальный план собора повторяет структуру предшествующей церкви (1720-е –1730-е гг., разобрана). Пластически развитая композиция западного фасада строится на сочетании шестиколонного портика под фронтоном, купола и двух прямоугольных башен. Особенности ордерного оформления подчёркивают торжественный облик храма: дорические колонны и пилястры на фасадах нижнего яруса сменяются коринфскими колоннами и пилястрами в верхней части постройки (на башнях и барабане).
К поздним проектам Старова относятся церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге (1798–1803; снесена в 1934) и пятикупольный собор Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря в Казани (1798–1808; взорван в 1932, воссоздан в 2016–2021).
В 1798 г. Старов был уволен в отставку. Дальнейшая профессиональная деятельность архитектора связана с работой в строительной комиссии, наблюдавшей за возведением Казанского собора в Санкт-Петербурге, а также с преподаванием в ИАХ (1769–1772 и с 1785; с 1791 – член Совета ИАХ).
В 1793 г. Старов награждён орденом Святого Владимира 3-й степени.