Неовизантийский стиль
Неовизанти́йский стиль (византийский стиль), один из исторических стилей, основанный на использовании мотивов архитектуры и декоративно-прикладного искусства раннехристианского Рима и стран христианского Востока (Византии, Грузии, Армении и др.).
Сферой применения стиля являлась преимущественно культовая архитектура и её убранство. В Западной Европе и Америке «византийские» формы чаще всего соединялись с базиликальным планом и элементами романского стиля (т. н. романо-византийский стиль – базилика Святого Бонифация в Мюнхене, 1835–1850, архитектор Г. Ф. Цибланд; собор Сент-Мари-Мажор в Марселе, 1852–1893, архитекторы Л. Водуайе, А.-Ж. Эсперандьё, А. А. Ревуаль; Вестминстерский собор в Лондоне, 1895–1903, архитектор Дж. Бентли; и др.).Наивысшего развития неовизантийский стиль достиг в России и на Балканах (в Болгарии, Сербии), где имел статус национального и символизировал политическое, религиозное и культурное единение православных народов (идеи панславизма; например, храм-памятник Александра Невского в Софии, 1904–1912, архитекторы И. С. Богомолов, А. Н. Померанцев). Ключевым источником образности храмов этого стиля в России стал храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле), формы которого ассоциировались с духом православной державности. Программа стиля также включала идею того, что византийское искусство к моменту падения Византии не исчерпало ресурсов своего развития и что в 19 в. возможно использовать этот потенциал при создании единого стиля восточнохристианского искусства. Его художественные принципы в основном сформировались в царствование императора Александра II, при котором этот стиль имел статус официального. В неовизантийском стиле возводились храмы-памятники, посвящённые Крещению Руси (Владимирский собор в Киеве, 1862–1882, архитекторы А. В. Беретти, П. И. Спарро, Р. Б. Бернгард, В. Н. Николаев; храм-памятник Святому равноапостольному великому князю Владимиру в Херсонесе Таврическом, 1861–1879, архитектор Д. И. Гримм). При императорах Александре III и Николае II он остался стилем «государственного заказа», хотя и уступил лидерство русскому стилю, а затем неорусскому стилю. В конце 19 – начале 20 вв. в неовизантийском стиле возводились преимущественно крупные соборы, призванные воплотить на окраинах Российской империи её могущество (Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске, 1891–1904, архитектор А. А. Ященко; Морской Никольский собор в Кронштадте, 1902–1913, архитекторы В. А. Косяков и Г. А. Косяков; и др.), а также монастырские храмы и ансамбли (Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге, 1899–1911, архитектор Н. Н. Никонов; и др.). Значительно меньшей была его доля в усадебном и приходском храмостроении (церковь Троицы в Щурове, ныне в черте Коломны, 1880-е гг. – 1907, инженер И. М. Витшас по проекту архитектора М. К. Геппенера; церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве, ныне в черте Москвы, 1908–1913, архитектор С. У. Соловьёв).
Наряду с основным направлением – «греко-византийским» – современники выделяли внутри неовизантийского стиля «армяно-византийское», ориентированное на древние памятники Закавказья и воплотившееся преимущественно в усадебном храмостроении юга Российской империи: церковь Святого Александра Невского в Абастумани в Грузии (1896–1898, архитектор О. И. Симонсон), церковь Троицы в имении Е. А. Хомяковой близ Нальчика (1895–1902, архитектор С. У. Соловьёв; ныне Троицкий собор Свято-Троицкого Серафимовского монастыря в селе Совхозное в Кабардино-Балкарии), церкви Преображения и Святой Нины в Хараксе, в Крыму (1908–1912, архитектор Н. П. Краснов) и др. После 1917 г. традиция православного храмостроения в неовизантийском стиле поддерживалась архитекторами русской эмиграции, в частности в Харбине (церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1930, архитектор Ю. П. Жданов).