Право на равенство
Пра́во на ра́венство, естественное право человека на равный социальный статус, равное правовое положение и равные возможности со всеми членами общества независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, на защиту от дискриминации по любым признакам, гарантированное государством.
История развития
Идея всеобщего равенства как один из краеугольных камней идеального общественного устройства высказывалась ещё древнегреческими и древнеримскими мыслителями в античные времена и получила свое развитие в Средневековье. Эволюция представлений о праве на равенство связана с разработкой теории естественных прав в раннеиндустриальный период в трудах французских просветителей, прежде всего Ж.-Ж. Руссо, английских и немецких мыслителей Дж. Локка, С. фон Пуфендорфа, Г. В. Лейбница.
Равенство, свобода, справедливость как общечеловеческие ценности всегда были главными лозунгами революционных и народно-освободительных движений, отражая стремления людей к свободе, справедливому общественному устройству. Идею равенства поддерживала и церковь. «Все перед Богом равны» – девиз не только христианской философии, но и всех мировых религий. Позднее эти философские и политико-правовые воззрения воплотились в юридическое оформление права на равенство в международно-правовых актах и конституциях современных государств.
Так, в преамбуле Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашается, что признание равных и неотъемлемых прав является основой свободы. Согласно ст. 1, «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Содержание права на равенство раскрывается в ст. 2: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете».
Равенство в правах
Право на равенство и равенство в правах (равноправие) – понятия очень близкие и зачастую применяются как синонимичные. Однако возможно выделить некоторые терминологические нюансы в понимании того и другого. Если право на равенство – неотъемлемо принадлежащее каждому человеку от рождения естественное право иметь равный со всеми членами общества социальный и правовой статус, равные возможности независимо от любых обстоятельств и защиту от дискриминации по любым признакам, то равноправие чаще рассматривается как принцип правового статуса личности, элемент демократического правового социального государства, условие свободы.
Источники правового регулирования
Категории равенства и равноправия так или иначе закреплены и в других международных актах о правах человека, решениях международных судов, конституциях и законодательстве современных государств. Конституция Франции (ст. 1) провозглашает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии, уважает все вероисповедания. Согласно ст. 3 Конституции Германии все люди равны перед законом. Мужчины и женщины равноправны. Никому не может быть причинён ущерб или оказано предпочтение по признакам его пола, происхождения, расы, языка, его отечества и места рождения, его вероисповедания, его религиозных или политических взглядов. Конституция Италии в ст. 3 закрепляет: «Все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом независимо от пола, расы, языка, религии, политических убеждений, личного и социального положения. Задача Республики – устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны».
Конституция Российской Федерации органично вписывается в русло общечеловеческих идеалов свободы, равенства и справедливости, провозглашая в ст. 19: «Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».
Правовое равенство вытекает из смысла и других статей Конституции РФ, в том числе о равных обязанностях каждого гражданина (ч. 2 ст. 6), о равенстве перед законом общественных объединений (ч. 4 ст. 13), религиозных объединений (ч. 2 ст. 14), равном доступе к государственной службе (ч. 4 ст. 32), равном избирательном праве (ч. 1 ст. 81).
Нормы конституции как базового нормативного правового акта учредительного характера определяют конкретизацию общих положений о равенстве и равноправии в текущем законодательстве. Так, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», дублируя конституционное положение о равенстве всех перед законом и судом, содержит норму о том, что суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе, сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям (ч. 2 ст. 7). Это право гарантируется наличием единой для всех судебной системы, обеспечивающей каждому человеку справедливое и гласное разбирательство дела компетентным и независимым судом в разумный срок.
Принцип равенства граждан перед законом закреплён в Уголовном кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях. Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ) устанавливает осуществление правосудия по административным делам на основе принципа равенства всех перед законом и судом не только в отношении граждан, но и организаций – независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчинённости, места нахождения и других обстоятельств. Суд, согласно КАС РФ, обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле. Аналогичные нормы присутствуют в Гражданском кодексе РФ, Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах.
В конституциях и других нормативных правовых актах речь может идти о юридическом равенстве всех людей, их равном статусе во взаимоотношениях с государством, обществом, другими людьми, одинаковой для всех мере свободы и справедливости. Но фактически все люди разные в силу естественных причин. Правовое (или формальное) равенство абстрагировано от фактических различий и может рассматриваться как презумпция в целях недопущения установления необоснованных различий в правовом статусе (ограничений или привилегий).
Дискриминация
Антиподом равноправия выступает юридическая категория «дискриминация», означающая различное отношение к людям в зависимости от каких-либо признаков, в том числе наложение необоснованных ограничений, если при этом отсутствует социально значимая цель.
Суть равенства состоит в одинаковом, равном значении каждого конкретного человека для государства. В то же время обоснованные социально значимые отступления от права на равенство, например льготы инвалидам, жертвам стихийных бедствий, техногенных катастроф, не только не нарушают право на равенство, а способствуют гарантиям реализации этого права. Все люди, хотя и равны перед законом, но не равны по физическим и психическим возможностям, по уровню жизни, месту в сложной социальной структуре общества. К задачам государственной социальной и правовой политики относится обеспечение возможности равного правопользования, т. е. одинаковых юридических возможностей реализации прав и свобод. В социальную политику большинства государств входит предоставление льгот определённым категориям граждан, и этот факт не считается нарушением принципа равноправия граждан, поскольку любой человек, оказавшийся в сходных неблагоприятных обстоятельствах, имеет право на такие же льготы.
Доктринальные учения о равенстве
Природу равенства профессор В. С. Нерсесянц, разработчик либертарно-юридической теории права и государства и концепции цивилизма, описал так: «Равенство перед законом означает равную правоспособность, т. е. формально равную возможность фактически приобретать права и нести юридические обязанности… Например, все равны как члены этого рода, приверженцы этой религии, как члены человеческого рода (т. е. как люди). Но что значит это равенство? Оно значит безразличие к одним различиям и внимание к другим. Равенство – это средство и принцип упорядочивания иерархической системы неравенств» (Нерсесянц. 2009. С. 3–4).
Становление идеи формального равенства учёные связывают с происхождением права: «...с позиций либертарного правопонимания происхождение права представляло собой процесс разложения первобытных отношений, базирующихся на неравенстве, и постепенное формирование новых общественных устоев, основанных на принципе формального равенства» (Лапаева. 2012. С. 449). По мнению В. В. Лапаевой, концептуальной основой, на которой можно объединить познавательные потенциалы разных подходов к праву, может стать разработанная В. С. Нерсесянцем либертарная концепция правопонимания, согласно которой конституирующим признаком права, выражающим его сущность, является формальное равенство (Лапаева. 2008. С. 68).
Право на равенство тесно связано с правом на свободу. Можно сказать, что одно обусловливает другое. Человек не может быть свободным в условиях социального неравенства, в то же время в несвободном обществе право на равенство не может быть гарантировано.
Видный российский учёный и государственный деятель В. М. Гессен (1868–1920) считал, что с точки зрения естественного права свобода понимается как внутренняя естественная потребность человека, а равенство – как внутренняя социальная потребность общества. «Общественное равенство – необходимое условие политической свободы» (Гессен. 1917. С. 124). Разрабатывая концепцию всеобщего избирательного права, учёный полагал: «Две идеи лежат в основе теории всеобщего избирательного права естественно-правовой доктрины – идея естественной свободы и естественного равенства индивидов» (Гессен. 1917. С. 197).
В. С. Нерсесянц рассматривает права человека в качестве необходимого аспекта выражения бытия и осуществления формы свободы и равенства людей, т. е. равенство – необходимый признак и одновременно условие свободы. Согласно либертарно-правовой концепции, само право – не что иное, как нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Формальное (правовое) равенство означает такую форму свободы, при которой свобода каждого участника правового общения ограничена такой же свободой других. «Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба и единой меры, словом, так называемая “свобода” без равенства – это идеология элитарных привилегий, а так называемое “равенство” без свободы – идеология рабов и угнетённых масс...» (Нерсесянц. 2013. С. 21).
Содержание права на равенство
Согласно классическому пониманию, юридическое (формальное) равенство предполагает, во-первых, равенство прав и свобод; во-вторых, равенство юридических обязанностей; в-третьих, равные основания юридической ответственности. В социальной сфере равенство – это всегда правовое равенство, или формально-правовая мера равенства. Ведь правовое равенство, как и всякое равенство, абстрагировано (по собственному основанию и критерию) от фактических различий и потому с необходимостью и по определению носит формальный характер (Нерсесянц. 2013. С. 272). Таким образом, право на равенство, или формально-правовое равенство, в юридической науке рассматривается не только как отдельно взятое право человека, гарантирующее ему защиту от дискриминации по любым признакам, но и как фундаментальный принцип равноправия, лежащий в основе правового статуса личности. Он означает, что государство гарантирует каждому человеку равные с другими членами общества права и свободы, но также требует от него выполнения равных обязанностей, налагает равную ответственность. В свою очередь, государство обеспечивает каждому человеку возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях. Принцип равноправия в общепринятом понимании включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и других обстоятельств; недопустимость дискриминации по любым основаниям; равноправие мужчины и женщины; равенство всех перед законом и судом.
Право на равенство и социальное государство
Равенство в правах считается признаком социального государства. Разработчик теории социального государства и родоначальник этого термина немецкий философ Л. фон Штейн определил, что социальное государство – это «государство, которое обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано ... способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве» (цит. по: Милецкий. 1997. С. 82). Определение, на первый взгляд, кажется парадоксальным – ведь социальное государство (иногда его определяют как государство благоденствия или государство всеобщего благосостояния) предполагает перераспределение общественного богатства в пользу людей с ограниченными возможностями, предоставление социально уязвимым членам общества различных льгот и преимуществ. Но на самом деле никакого парадокса нет, поскольку концепция социального государства основана на принципах равенства возможностей справедливого распределения как общественного богатства, так и общественной ответственности за тех, кто не может в силу естественных причин либо непреодолимых обстоятельств сам обеспечить себе минимальные условия достойного уровня жизни, т. е. благоденствия. Исходя из смысла ст. 7 Конституции РФ суть социального государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Признаваемое и гарантированное государством право на равенство обусловливает установление единых правил поведения для лиц, находящихся в равных условиях и обстоятельствах, и установление различных правил поведения (установление запретов, ограничений, предоставление дополнительных прав, возложение юридических обязанностей, повышенной ответственности и т. п.) для субъектов правоотношений, находящихся в схожих условиях, но характеризующихся различными обстоятельствами, на основе критериев, закреплённых в нормативных правовых актах. Учитывая, что сложная социальная система состоит из людей, различающихся не только по полу, возрасту, расе, национальности и др., но и, например, по своим физическим возможностям, в правовом регулировании допускаются льготы для лиц, обладающих ограниченными физическими возможностями. Такой позиции придерживается Конституционный Суд РФ во многих своих решениях. Так, в постановлении от 27 декабря 1999 г. № 19-П суд отмечает: «Конституционный принцип равенства не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования трудовых отношений устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям и требованиям». В качестве критерия допустимости установления законом различий в правовом статусе лиц Конституционный Суд в данном случае признаёт соответствие конституционно значимым целям и требованиям. В определении от 6 декабря 2001 г. № 255-О суд признал, что «Положение статьи 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации "все равны перед законом и судом" означает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении. Если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе установить для них различный правовой статус». Важный критерий, допустимый при отступлении от принципа равенства, сформулирован Конституционным Судом РФ в постановлении от 3 мая 1995 г.: «Равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учёта законодателем. Однако это не должно приводить к ограничению прав и свобод в отношении которых согласно Конституции Российской Федерации такое ограничение недопустимо». Исходя из смысла данной позиции фактические различия могут быть основанием отступления от принципа равенства при условии недопустимости ограничения прав и свобод, которые по Конституции не могут быть ограничены. В постановлении от 6 июня 1995 г. № 7-П Конституционный Суд указал на возможность социально оправданной правовой дифференциации с учётом специфики службы в органах внутренних дел. Оправданность интересами общества следует признать наиболее общим критерием допустимости правовой дифференциации в отношении отдельных категорий граждан. При этом каждое лицо, относящееся к той категории, в отношении которой допускается правовая дифференциация (как льготы, так и ограничения), находится в равных условиях.
Современный подход к пониманию права на равенство
Современные исследователи придают принципу равенства исключительное значение: «...от истоков цивилизации развитие принципа формального равенства закономерно способствовало приданию свободе правового характера. Благодаря эволюции содержания объёма, сферы действия принципа формального равенства к концу XX в. в Европе было создано развитое правовое общество, предоставившее максимальному числу лиц широкий набор свобод» (Левакин. 2016. С. 85).
Право на равенство, таким образом, означает равные для каждого человека основания обладания всем комплексом прав и свобод человека и гражданина, отсутствие дискриминации граждан независимо как от присущих человеку естественных свойств (пола, расы, национальности), так и от приобретённых черт, характеризующих положение человека в обществе (языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям). Отступления от принципа равенства по этим признакам являются дискриминацией и преследуются по закону.
Право на равенство, как и правовая категория «равенство» в процессе эволюции, прошли долгий путь от ограниченного (равенство свободных граждан в эпохи рабовладения и феодализма) до современного закрепления принципа равноправия в международных актах, конституциях и законодательстве демократических государств. Но говорить о завершении формирования правовой основы и полной реализации права на равенство и принципа равноправия как неотъемлемой составляющей общественной и государственной жизни ещё рано. Следует согласиться, что обеспечение равенства в обществе зависит не только от государства, но и от целого ряда объективных и субъективных обстоятельств, круг которых очень широк. Например, к объективным обстоятельствам применительно к равенству людей профессор Б. С. Крылов относит «физическое и психическое состояние человека, применительно к народам – их численность и возможности для самовыражения, применительно к субъектам федерации – различия в климатических условиях и уровнях экономического развития. Столь же широк и круг субъективных обстоятельств. Равенству людей и народов, например, нередко существенно препятствуют многие предрассудки, связанные с отношением к расовой, национальной и религиозной принадлежности» (Крылов. 2002. С. 13).
Несмотря на то что право на равенство является признанной на международном и государственном уровне общечеловеческой и конституционной ценностью, на практике не все граждане могут реализовать свои конституционные права на абсолютно равных основаниях. Например, чрезвычайные обстоятельства, связанные с пандемией, обусловили неравенство в правах вакцинированных и непривитых граждан (2021), выразившиеся в ограничениях (во многих странах) на доступ к работе в целом ряде организаций, на путешествия, организацию массовых мероприятий. Ограничения в данном случае обусловлены социально значимыми целями – охраной здоровья граждан.
Практическая реализация права человека на равенство
Одно из проявлений права на равенство – равнодоступность государственной службы в соответствии со ст. 32 Конституции РФ. При этом, по мнению профессора П. А. Астафичева, следует учитывать: «Равный доступ к государственной службе не означает, что соответствующие должности "совершенно" доступны, причём на "полностью" равных основаниях. "Строгая" и "чистая" равнодоступность службы – это не только миф, но ещё и довольно вредная цель в общественно-политическом развитии цивилизованного государства. Граждане не могут исключительно по своему желанию и массово стать министрами, губернаторами, мэрами, начальниками комитетов и управлений. Соответствующие должности нужно "заслужить" и в прямом (выслуга лет), и в переносном ("по заслугам") смысле этого слова» (Астафичев. 2019. С. 41). В данном случае условием реализации права на равный доступ к государственной службе будут равные условия для участия соискателей в свободном конкурсе. Однако, как отмечает автор: «Эффективная система конкурсного отбора на основе личных и деловых качеств по-прежнему окончательно не создана, при этом сохраняются пережитки "позднесоветской" системы личных связей и, дополнительно к этому, имеет определённую тенденцию к развитию коррупция» (Астафичев. 2019. С. 42). Если углубляться в эту проблему далее, следует задаться вопросом: а всем ли одинаково доступно получение образования в ведущих вузах страны, позволяющее претендовать на участие в таком конкурсе, во всех ли школах России обеспечивается получение необходимых для поступления в вуз знаний.
Острой проблемой остаётся экономическое неравенство, которое, по некоторым оценкам, чревато острыми социальными конфликтами. По мнению профессора Г. В. Мальцева, наличие в обществе фактического неравенства негативно воспринимается людьми и в принципе может привести к социальным катаклизмам, поскольку неравенство побуждает субъектов требовать свободы как равного права на выбор и на его осуществление. Следует согласиться, что выйти из создавшейся ловушки можно только при условии проведения государством социальной политики, направленной на радикальное сокращение экономического неравенства (Мальцев. 2007. С. 332).
В последние годы всё больше опасений высказывается по поводу т. н. цифрового неравенства (цифрового разрыва) (Артёмова. 2020. С. 41–45), (Никитина. 2020. С. 27–44). Поскольку цифровые технологии, а вместе с ними и все цифровые блага доступны далеко не каждому, цифровая дифференциация становится всё более заметной. Наиболее явные причины – стоимость современных гаджетов, недоступная для малоимущих, недостаточность цифровой инфраструктуры, неполный охват территории страны передающими устройствами, разное качество связи в различных местностях, разный уровень образования и навыков работы в информационном пространстве у разных поколений. Преодоление цифрового разрыва – важная задача государства и общества, в ином случае экономическое неравенство будет усугубляться неравенством цифровым.
Нельзя считать, что в полной мере реализовано положение ст. 19 Конституции РФ «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Наличие отдельной нормы в российской конституции обусловлено ратификацией СССР в 1980 г. Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Сущность принципа гендерного равенства состоит в том, что женщины и мужчины являются независимыми (свободными) и равными субъектами права, в том числе обладают известной и равной автономией воли в случае своего участия в социальных связях и отношениях, реализации своих прав и законных интересов (Поленина. 2009. С. 14). Для достижения не только правового, но и фактического равноправия мужчин и женщин необходимо продолжать работу по созданию равных потенциальных возможностей для самореализации женщин в любой из сфер жизни общества, в том числе при получении образования, трудоустройстве, карьерном росте и т. п.
Некоторые зарубежные государства в последние годы сталкиваются с претензиями на обеспечение гендерного равенства новых социальных групп – трансгендеров, лиц, не относящих себя ни к мужчинам, ни к женщинам и причисляющих себя к иным гендерам, список которых становится всё шире.
По мере развития государств и народов социальная структура общества усложняется. Одновременно усложняются задачи государства в обеспечении естественно присущего каждому человеку права на равенство. Необходима взвешенная социальная политика государства, адекватная современным вызовам и проводимая в тесной связи с гражданским обществом. Следует согласиться с председателем Конституционного Суда РФ, профессором В. Д. Зорькиным: «Если баланс власти неверен, значит, существует неравенство богатства и экономических возможностей. Ловушки неравенства образуют порочный круг, экономическое и политическое неравенство усиливают друг друга. ... Преодоление "ловушки неравенства" для России – это критерий её дееспособности как социального государства» (Зорькин. 2007).
Залог подлинного равенства видится в осознании государством и гражданским обществом необходимости использования потенциала обновленной Конституции и законодательства, повышения качества закона, в неуклонной работе по развитию экономики и социальной сферы, противодействию коррупции, развитию регионов, приближению условий жизни каждого человека к современным стандартам социального благополучия.