Международная организация труда
Междунаро́дная организа́ция труда́ (МОТ; англ. International Labour Organization, ILO; франц. Organisation internationale du travail, OIT; исп. Organización Internacional del Trabajo, OIT), специализированное учреждение ООН, одна из крупнейших современных международных организаций, деятельность которой продолжается более 100 лет. Согласно уставу, МОТ призвана реализовать принципы поддержания социального мира на основе социальной справедливости и решения актуальных социально-трудовых проблем, используя трипартизм – механизм переговоров между между представителями работников, работодателей и государства.
Создание и основные цели
Создана в 1919 г. на Парижской мирной конференции согласно разделу XIII Версальского мирного договора (озаглавленному «Труд»), первоначально в виде Международной комиссии для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда. В том же 1919 г. она была провозглашена автономной международной организацией, аффилированной с Лигой Наций.
В 1919 г. членами МОТ стали 45 государств. В 2022 г. в организацию входили 187 государств. Устав МОТ был пересмотрен в 1946 г., поскольку МОТ приобрела статус специализированного учреждения ООН, образованной в 1944 г. Штаб-квартира МОТ находится в Женеве (Швейцария). В 2022 г. административным советом МОТ на 5-летний срок избран 11-й генеральный директор организации – Ж. Ф. Унгбо (род. 1961). Средства МОТ формируются в основном за счёт взносов государств – членов.
Важнейшие направления деятельности МОТ – защита прав человека на труд и охрана его труда. Принципы поддержания социального мира находят конкретное выражение в международных трудовых стандартах, представленных в системе разрабатываемых МОТ конвенций и рекомендаций по вопросам международного трудового права.
Основными задачами МОТ, заявленными в преамбуле её устава, являются:
разработка международной политики и программ помощи странам – участницам в решении социально-трудовых проблем;
защита прав человека на труд и объединение;
борьба с бедностью; установление гарантий заработной платы, обеспечивающей нормальные условия жизни;
разработка программ по улучшению условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда;
охрана и восстановление окружающей среды;
разработка мер по защите наиболее социально уязвимых групп населения (женщин, молодёжи, инвалидов, пожилых людей, мигрантов).
Эти положения устава были подтверждены декларацией о целях и задачах МОТ, принятой на генеральной конференции в Филадельфии (США) в 1944 г.
В своей деятельности МОТ руководствуется четырьмя стратегическими целями, составляющими основу концепции достойного труда:
продвижение и проведение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда;
создание бо́льших возможностей для женщин и мужчин в получении качественной занятости и дохода;
расширение охвата и эффективности социальной защиты для всех;
укрепление трипартизма и социального диалога.
Данная концепция была впервые изложена в ежегодном докладе генерального директора МОТ в 1999 г., озаглавленном «Достойный труд» (Report of the Director-General: Decent Work, 87th Session Geneva, June 1999.).
В 21 в. МОТ продолжает разрабатывать концепцию достойного труда, воплощающую в себе комплексный подход к достижению полной и продуктивной занятости, социальной защиты, прав в сфере труда и социального диалога – целей, которые отвечают нуждам и потребностям всех работающих.
Концепция приобрела мировое значение. На Всемирном саммите 2005 г. в ходе работы 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН главы государств и правительств более 170 государств заявили: «Мы решительно выступаем за справедливую глобализацию и преисполнены решимости сделать так, чтобы цели обеспечения полной и производительной занятости и достойной работы для всех, в том числе для женщин и молодёжи, вошли в число центральных задач...» (Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г.). Программа достойного труда утверждена в 2008 г. как часть принятой МОТ декларации о социальной справедливости в целях справедливой глобализации.
Оценка значимости МОТ для мирового сообщества состоялась в 1969 г. Во время празднования 50-й годовщины МОТ ей была присуждена Нобелевская премия мира «за создание международного законодательства, гарантирующего определённые нормы условий труда в каждой стране» (The Nobel Peace Prize 1969 // The Nobel Prize).
Россия и МОТ
Советский Союз входил в состав МОТ в 1934–1940 гг. Повторное вступление страны в МОТ состоялось после Второй мировой войны в 1956 г. При повторном вступлении СССР присоединился к 18 конвенциям МОТ, принятым за годы его отсутствия в организации. В 1959 г. в Москве было открыто отделение МОТ, преобразованное затем в бюро, которое координировало её деятельность на всей территории СССР.
Российская Федерация стала членом МОТ как правопреемница международных обязательств Советского Союза. Сотрудничество между Россией и МОТ предусматривает системный характер и имеет форму долгосрочных программ. Они основываются на национальных приоритетах в социально-трудовой сфере и разрабатываются в процессе консультативного диалога между социальными партнёрами: Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации; Федерацией независимых профсоюзов России, представляющей интересы работников, и Российским союзом промышленников и предпринимателей, представляющим интересы работодателей с одной стороны, и МОТ в лице Группы технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии – с другой.
Основные приоритеты согласно программе сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2021–2024 гг.:
формирование ориентированного на человека подхода к развитию сферы труда;
укрепление социального диалога, развитие систем коллективных договоров и трёхстороннего сотрудничества, продвижение международных трудовых норм;
безопасные и здоровые условия труда как основополагающий фактор обеспечения достойного труда;
расширение возможностей занятости и повышение производительности труда;
модернизация трудового законодательства и системы национальных профессиональных квалификаций.
Основная заявленная цель программы сотрудничества России и МОТ на 2021–2024 гг. – «содействие дальнейшему развитию социально-трудовых отношений в Российской Федерации в направлении достижения и реализации принципов достойного труда путём концентрации усилий в таких областях, как поддержка устойчивых предприятий, расширение занятости, социальная защита, социальное обеспечение, условия и охрана труда, социальный диалог, международные трудовые нормы и основополагающие принципы и права в сфере труда».
В 2022 г. МОТ временно приостановила техническое сотрудничество и помощь Российской Федерации, за исключением гуманитарной помощи.
Структура и порядок работы
Основополагающим принципом деятельности МОТ является трипартизм. Под этим термином понимается представительство в МОТ трёх сторон: правительств, работодателей (союзов предпринимателей) и трудящихся (профсоюзов). Таким образом, по замыслу создателей МОТ, достигается диалог между работниками и работодателями при посредничестве правительств.
В соответствии со ст. 2 устава, МОТ состоит: из генеральной конференции представителей членов организации; административного совета; Международного бюро труда (МБТ), подчинённого административному совету.
Генеральная конференция (Международная конференция труда), включающая делегатов всех государств – членов МОТ, созывается на ежегодные сессии. Кроме того, могут проводиться и внеочередные (специальные) сессии.
Каждое государство на этих сессиях представлено четырьмя делегатами: два – от правительства и по одному – от работодателей и профсоюзов (ст. 3 устава). На генеральных конференциях определяются основные задачи и направления деятельности МОТ; утверждается программа и бюджет МОТ; разрабатываются конвенции и рекомендации по вопросам труда; осуществляется приём в члены МОТ новых государств; рассматриваются доклады государств о применении ратифицированных конвенций МОТ.
Исполнительным органом МОТ является административный совет. Согласно ст. 7 устава МОТ, он состоит из 56 членов: 28 представителей правительств, 14 – работодателей и 14 – работников. Административный совет избирается на 3 года.
Административный совет назначает генерального директора, а также двух его заместителей. Один из них является представителем правительства, один – работодателей и один – работников (трудящихся).
МБТ является постоянным секретариатом МОТ и занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний организации (например, генеральный доклад комитета экспертов по применению стандартов, доклады административного совета и его комитетов). МБТ также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность МОТ. Общее руководство МБТ осуществляет генеральный директор. (Статьи 8–10 устава.)
Нормотворческая деятельность
Главным направлением деятельности МОТ является нормотворчество. Нормотворческая деятельность МОТ заключается в основном в принятии генеральными конференциями конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы.
Уже на 1-й генеральной конференции, состоявшейся в 1919 г., была принята конвенция об ограничении рабочего времени на промышленных предприятиях до восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю.
Принятая на 86-й сессии в 1998 г. декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм её реализации заложила социальные основы мировой экономики:
свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
упразднение всех форм обязательного или принудительного труда;
действенное запрещение детского труда;
недопущение дискриминации в сфере труда.
Эти принципы являются предметом восьми основополагающих конвенций (№ 87 и 98; 29 и 105; 138 и 182; 100 и 111 соответственно). Применение данных конвенций было признано обязательным независимо от того, ратифицировала их страна – участник МОТ или нет. Для эффективного контроля за выполнением конвенций был установлен механизм реализации декларации. Главными в нём были подготовка и обсуждение на ежегодных генеральных конференциях доклада, представленного генеральным директором, о выполнении конвенций МОТ по одному из направлений. В результате в государствах – членах МОТ активизировалась работа в области социально-трудовых отношений. Увеличилось число ратификаций конвенций, ранее снижавшееся.
Юридическая сила конвенций и рекомендаций МОТ различна. Конвенции МОТ являются международно-правовыми соглашениями. В случае ратификации конвенции МОТ у государства возникает обязанность её соблюдения. Для этого государство должно внести изменения в национальное законодательство и регулярно информировать МОТ о мерах, принимаемых для реализации конвенции. Если государство не ратифицировало конвенцию МОТ, оно всё равно обязано информировать МОТ о состоянии национального законодательства и практике в отношении нератифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается принять для придания ей силы. МОТ установила процедуру контроля для обеспечения применения конвенций в законодательстве и на практике. Она основана на объективной оценке независимыми экспертами порядка соблюдения обязательств и на изучении конкретных случаев трёхсторонними органами МОТ.
Предусмотрена также специальная процедура расследования жалоб на нарушение свободы объединения. В отличие от конвенции, рекомендация МОТ не является международно-правовым договором и не имеет обязательной юридической силы. По сути, она представляет собой обращённое к государствам предложение ввести соответствующие нормы в национальное законодательство.
Ст. 19 устава МОТ содержит существенное положение, в соответствии с которым ратификация какой-либо конвенции или принятие рекомендации не должны рассматриваться как затрагивающие какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают более благоприятные условия для заинтересованных трудящихся, чем те, которые предусматриваются конвенцией или рекомендацией.
По своему содержанию нормативные акты МОТ для аналитических и практических целей принято классифицировать по следующим группам:
осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда;
относящиеся к обеспечению занятости, защите от безработицы;
регулирующие условия труда;
относящиеся к вопросам безопасности и гигиены труда;
регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой защите;
регулирующие труд отдельных категорий работников;
регулирующие сотрудничество организаций работников, работодателей, государства, мирные способы разрешения трудовых конфликтов.
Ответы на вызовы времени
В соответствии с декларацией об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. МОТ взяла на себя следующие обязательства по продолжению реализации принципов сотрудничества с государствами – членами организации:
оказывать государствам – членам содействие в удовлетворении установленных и высказанных ими нужд, используя в полной мере для достижения этих целей свои и внешние ресурсы;
оказывать содействие государствам – членам, которые пока не могут ратифицировать все основополагающие конвенции или некоторые из них, в их усилиях по соблюдению, содействию, применению и претворению в жизнь принципов этих конвенций;
предоставлять государствам – членам помощь в их деятельности по созданию условий, благоприятствующих экономическому и социальному развитию.
Декларация 1998 г. признаётся основополагающей в решении проблемы бедности. В ней подчёркивается, что нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния. После Саммита тысячелетия ООН в 2000 г. МВФ и Всемирный банк объединили усилия всех международных организаций, банковских, финансовых институтов, доноров, чтобы приступить к снижению бедности.
В 2002 г. МОТ учредила Всемирную комиссию по социальным аспектам глобализации, результатом работы которой стало принятие в 2008 г. декларации МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации.
Неравенство – один из самых острых вызовов социальному миру и справедливости, которые составляют целеполагание в деятельности МОТ. Оно ослабляет взаимосвязь между экономическим ростом и созданием рабочих мест в целом, а также между первым и сокращением бедности, включая работающих бедных, не говоря уже о других аспектах дефицита достойного труда. Во многих странах мира неравенство начинается с рынка труда. Главным фактором, определяющим его тенденции, стала динамика распределения заработной платы и оплачиваемой занятости.
Проблема неравенства занимает видное место в повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. ООН, которая ставит цель «обеспечить, чтобы все люди могли реализовать свой потенциал в условиях достоинства и равенства». Соответствующая цель устойчивого развития (10) предполагает «сокращение неравенства внутри стран и между ними». С точки зрения достойного труда наиболее актуальными задачами в этой связи являются: равенство в доходах (10.1), равенство возможностей (10.3) и меры бюджетно-налоговой политики, а также политики оплаты труда и социальной защиты для обеспечения равенства (10.4). Центральное место социальной справедливости для системы ООН было подтверждено в 2007 г., когда Генеральная Ассамблея ООН объявила 20 февраля Всемирным днём социальной справедливости.
Поскольку решение проблемы неравенства составляет сердцевину повестки дня до 2030 г., а в борьбе за равенство возможностей и результатов участвуют все агентства системы ООН, равно как и многие другие организации, МОТ заключила меморандум о взаимопонимании со всеми главными агентствами, фондами и программами ООН, многими региональными структурами и банками развития, а также множеством партнёров по развитию, организациями гражданского общества и частного сектора.
В 2013 г. генеральный директор МОТ (2012-2022) Гай Райдер (род. 1956) выдвинул инициативу столетия, касающуюся сферы труда. В ней были предложены для обсуждения категории проблем, которые могут сформировать собой совокупность следующих четырёх «Диалогов столетия»: труд и общество; достойные рабочие места для всех; организация труда и производства; управление сферой труда (Глава 3, С. 9–18).
В последующих докладах МОТ в рамках данных диалогов отмечалось, что сфера труда претерпевает кардинальные перемены. Характер работ, место и условия их выполнения всегда изменялись, но темпы и масштабы этих изменений чрезвычайно увеличились. Факторы перемен в сфере труда включают в себя такие аспекты, как: глобализация, политические и социокультурные трансформации, автоматизация, компьютеризация, изменения в демографии, глобальное изменение климата и другие экологические феномены. В 2019 г. – в год 100-летия организации – генеральная конференция приняла декларацию столетия МОТ о будущем сферы труда и обратилась к правительствам мира с призывом принять комплекс мер, направленных на решение проблем, связанных с глубокими переменами в сфере труда.
В 2020 г. важнейшим вызовом для МОТ стала пандемия COVID-19. Для борьбы с последствиями пандемии COVID-19 МОТ были предложены меры реагирования, основанные на международных трудовых нормах:
стимулирование экономики и занятости;
поддержка предприятий, трудоустройства и доходов;
защита работников на рабочих местах;
использование социального диалога между правительством, работниками и работодателями для поиска решений.
Экспертами МОТ отмечается необходимость поддержки наиболее затронутых пандемией секторов экономики и групп населения. С этой целью МОТ был подготовлен доклад о заработной плате в мире в 2020–21 гг. В нём подчёркивалась необходимость приложить усилия для поддержки официально трудоустроенных работников, чтобы в результате кризиса они не начали практиковать неформальную занятость. В противном случае это сведёт на нет достигнутые успехи по увеличению доли официально занятых.
В начале 21 в. МОТ подготовила специальную программу по реагированию на кризисы и восстановлению ситуации с целью формирования устойчивой системы охраны труда для противостояния будущим кризисам. На основе этой программы МОТ в условиях кризиса COVID-19 подготовила следующие инструменты для охраны труда работников:
контрольный перечень действий для предупреждения и смягчения последствий пандемии COVID-19;
рекомендации по охране труда и здоровья в целях предупреждения пандемии, а также в отношении безопасного возобновления трудовой деятельности (десять основных действий);
безопасное возвращение на рабочие места в условиях пандемии;
управление психосоциальными рисками во время пандемии;
контрольный перечень действий для профилактики и смягчения последствий пандемии COVID-19 на рабочих местах предприятий малого и среднего бизнеса.