Спрос на труд
Спрос на труд, количество труда, которое работодатели желают нанять в данный период времени за определённую ставку заработной платы. Спрос на труд как на экономический ресурс является производным спросом: труд требуется для использования в производстве товаров и услуг и решение об объёме нанимаемого труда зависит от решения об объёме производства блага.
Простая модель спроса на труд основана на следующих предпосылках:
поведение фирмы описывается производственной функцией двух ресурсов: труда и капитала;
условия совершенной конкуренции на рынке благ и труда;
издержки фирмы на труд состоят из заработной платы работников.
В краткосрочном периоде фирма располагает фиксированным объёмом капитала как экономического ресурса и принимает решение об объёме использования только одного ресурса – труда. Тогда условием максимизации прибыли становится равенство предельного продукта, созданного последним нанятым работником, предельным издержкам на труд, т. е. реальной заработной плате данного работника.
В долгосрочном периоде и труд, и капитал – переменные экономические ресурсы. Решение об объёме используемых ресурсов исходит из относительных цен на них и используемой технологии. При этом условие максимизации прибыли меняется: теперь количество нанимаемого труда зависит от равенства соотношения предельного продукта труда к предельным издержкам на труд и предельного продукта капитала к предельным издержкам на капитал. Т. е. работодатель может заменять ручной труд машинным, если отношение стоимости продукта, произведённого работником, к заработной плате работника меньше, чем отношение стоимости продукта, произведённого машиной, к стоимости данной машины. Основной закон переменных пропорций для выбора двух экономических ресурсов предполагает, что ресурсы будут использоваться так, что относительные объёмы производства, добавляемые дополнительной единицей каждого ресурса, пропорциональны их относительным стоимостям.
В долгосрочном периоде на спрос на труд оказывают влияние два эффекта – эффект масштаба и эффект замещения.
Эффектом масштаба называется изменение в объёме нанимаемого труда в ответ на изменение объёма выпуска продукции, вызванное изменением цен на экономические ресурсы и, соответственно, изменением величины издержек производства. Механизм действует следующим образом: когда повышается заработная плата, возрастают издержки производства, растёт цена продукта, снижается спрос на продукт, снижается производство продукта, снижается спрос на труд. Аналогичным образом рост цены капитала в результате эффекта масштаба ведёт к снижению спроса на труд.
Эффектом замещения называется изменение объёма нанимаемого труда в ответ на изменение соотношения объёмов используемых экономических ресурсов, вызванное изменением цен на эти ресурсы. Когда повышается заработная плата, работодателю становится выгоднее заменить работников машинами, спрос на труд снижается. Когда растёт цена капитала, работодателю выгоднее заменить машины работниками, спрос на труд растёт.
При изменении заработной платы эффект масштаба и эффект замещения по отношению к спросу на труд действуют однонаправленно. При изменении цены на капитал – разнонаправленно.
Сокращение спроса на труд (в процентах) при повышении заработной платы на 1 % называется эластичностью спроса на труд. Эластичность спроса на труд может быть прямой (зависимость сокращения спроса на данный вид труда при повышении заработной платы этого вида труда) и перекрёстной (зависимость изменения спроса на данный вид труда от изменения заработной платы другого вида труда). Например, спрос на отечественных работников зависит от их заработной платы (прямая эластичность) и от заработной платы работников-мигрантов (перекрёстная эластичность).
Эластичность спроса на труд в долгосрочном периоде выше, чем в краткосрочном периоде, эластичность спроса на труд фирмы выше, чем эластичность спроса на труд отрасли.
Характер прямой эластичности спроса на труд по заработной плате объясняют законы производного спроса Хикса – Маршалла, согласно которым прямая эластичность спроса на труд по заработной плате при прочих равных условиях тем выше, чем:
выше эластичность спроса по цене на производимый фирмой продукт;
легче заменить данный вид труда другими экономическими ресурсами;
выше эластичность предложения других экономических ресурсов;
бо́льшую долю издержки на данный вид труда составляют в общих издержках производства.
Первый и четвёртый законы Хикса – Маршалла тесно связаны с эффектом масштаба, а второй и третий – с эффектом замещения. Данные законы помогают объяснить, почему отдельные работники или коллективы в рамках профсоюзов могут успешно добиваться повышения заработной платы, в то время как другие в ответ на требование о повышении заработной платы могут сразу потерять работу.
Решение об объёме нанимаемого труда зависит не только от заработной платы, но и от совокупных издержек на труд, которые, помимо заработной платы, включают также издержки на наём и отбор работников, издержки на обучение работников, издержки на предоставление дополнительных благ и льгот работникам (например, корпоративное медицинское и пенсионное страхование) и т. д. Эти виды издержек на труд не связаны с отработанным временем, а зависят от количества нанятых работников, поэтому, в отличие от заработной платы, которую можно определить как переменные издержки на труд, они называются постоянными или квазипостоянными издержками на труд.
Если работодателю необходимо увеличить объём производимой продукции, он может нанять дополнительных работников или предложить уже нанятым сверхурочную работу. Оба варианта связаны как с изменениями объёма произведённого продукта (новый работник не сразу достигнет необходимой производительности труда, а работающий сверхурочно может из-за усталости работать медленнее или совершать ошибки), так и с издержками (издержки на нового работника потребуются на поиск, отбор, наём, адаптацию, обучение, а для уже работающего оплата сверхурочных должна осуществляться по повышенной ставке). Максимизирующее прибыль решение работодателя будет зависеть от соотношения предельного продукта и предельных издержек на нового работника и предельного продукта и предельных издержек дополнительного часа работающих сверхурочно.
Особым правилам подчиняется спрос на труд в условиях, когда нарушается свободная конкуренция. И в условиях монополии фирмы на продукт, и в условиях монопсонии на рынке труда спрос на труд ниже, чем в условиях свободной конкуренции.