Маурер Людвиг Вильгельм
Ма́урер Лю́двиг Ви́льгельм (нем. Ludwig Wilhelm Maurer; Луи Маурер, франц. Louis Maurer; Людвиг Вильгельмович Маурер) (8.2.1789, Потсдам – 25.10.1878, Санкт-Петербург), немецкий и российский скрипач, дирижёр, композитор, педагог, музыкальный деятель, просветитель. Имел подданство Пруссии. Играл важную роль в музыкальной жизни Санкт-Петербурга и Москвы 1-й половины – середины 19 в. Почётный член Филармонического общества, почётный член Санкт-Петербургского общества камерной музыки.
Жизненный и творческий путь
Родился в семье офицера. Мать, урождённая Хаак, принадлежала к известной фамилии немецких музыкантов. Общее образование получил в Кадетском корпусе Потстдама. Музыкальным образованием обязан братьям матери. Его первый учитель, под руководством которого с успехом была освоена скрипка, ‒ Карл Хаак, скрипач, композитор, концермейстер придворного оркестра и 1-й камер-музыкант короля Пруссии Фридриха II Великого. Гармонию, контрапункт, основы композиторской техники изучал с помощью Фридриха Вильгельма Хаака, скрипача, органиста и композитора, директора музыки в Штеттингене (Долгушина. 2010. С. 25). С 13 лет Маурер ‒ концертирующий музыкант. После первого же публичного выступления (Берлин, 1802) был зачислен в капеллу прусского короля (служил до роспуска капеллы в 1806) и получил звание камер-музыканта королевы Луизы, супруги короля Пруссии Фридриха Вильгельма III (Долгушина. 2010. С. 25). В 1807 г. в Риге во время гастрольной поездки [Кёнигсберг (ныне Калининград), Мемель (ныне Клайпеда), Рига, Митава (ныне Елгава)] познакомился с двумя знаменитыми французскими скрипачами, на тот момент придворными солистами Российского императора, – П. Байо и П. Роде. Эта встреча определила дальнейшую судьбу музыканта. После полугода совершенствования под руководством Роде (Рига, Митава) Маурер совершил концертную поездку в Санкт-Петербург и Москву, в результате которой связал свою жизнь с Россией.
В Москве, благодаря повторной встрече с Байо и его рекомендации, был принят капельмейстером в крепостной оркестр В. А. Всеволожского, имевшего репутацию одного из лучших в России оркестров, и стал активным участником музыкальной жизни обеих русских столиц. Выступал в аристократических салонах и в публичных концертах как дирижёр оркестра и как солист-виртуоз ‒ рядом с пианистами Дж. Филдом, И. В. Гесслером, виолончелистом Ф. Керцелли. В 1809 г. «придворный музыкант капеллы его величества короля Прусского» (Маурер сохранял этот титул) был приглашён в Зимний дворец по случаю визита королевы Луизы и играл в присутствии императора Александра I и королевы. В январе 1812 г. в Императорских театрах (на сцене Арбатского театра) в Москве силами французской труппы состоялась премьера его оперы «Le dangers de lˈindiscretion» [«Опасная нескромность», также «Опасности любопытства»; либретто Куртуа (Courtois)].
В связи с вторжением Наполеона I вынужден был несколько лет (1812–1817) вместе с семейством Всеволожских провести в их промышленном имении Пожва (Пермский край), там женился на внебрачной дочери Всеволожского Анне (1816). В эти годы получил возможность больше времени уделять композиторскому творчеству. С 1817 г. его произведения вошли в репертуар разных исполнителей. По возвращении в Москву (декабрь 1817) дал два концерта, один из которых целиком был составлен из его сочинений, ‒ смелый для тех лет шаг, свидетельствующий о значительном артистическом авторитете Маурера. В 1818 г. в Петербурге на сцене Большого (Каменного) театра была поставлена его опера-водевиль «Лекарь-самоучка, или Животный магнетизм» на русском языке (либретто А. А. Шаховского; премьера перед этим прошла в крепостном театре Всеволожского).
На протяжении последующих лет жизни Маурер лишь дважды на длительное время расставался с Россией: в 1818–1820 гг., когда с большим успехом концертировал в Европе как скрипач и композитор (Германия, Франция), и в 1825–1833 гг., согласившись на пост королевского капельмейстера в Ганновере (его сменил на этом посту Антон Борер), что не препятствовало ему продолжать концертировать; особенно удачными были концерты в Берлине в 1833 г. Возвращаясь в Россию, вновь возглавлял оркестр Всеволожского, который с 1818 г. обосновался в имении Рябово близ Петербурга, собиравшем цвет столичного общества.
По возвращении в Россию музыкант сразу оказывался в гуще важнейших музыкальных событий. Так, в начале 1821 г., он уже 25 марта (16 апреля) в доме Г. Р. Державина управлял оркестром (сборным из музыкантов Всеволожского и П. И. Юшкова) в весьма резонансном благотворительном концерте с участием видных музыкантов-любителей ‒ А. Ф. Львова, князя Н. Б. Голицына, А. Н. Лизогуба и др., программу обрамляли увертюра В. А. Моцарта к опере «Дон Жуан» и финал 1-й части оратории Й. Гайдна «Сотворение мира». Много выступал как солист, много сочинял. Широкой популярностью в 1820-е гг. пользовались его оперы-водевили (в основном на тексты востребованного тогда комедиографа Н. И. Хмельницкого), которые Маурер создавал в том числе в соавторстве с А. А. Алябьевым и А. Н. Верстовским (в начале 1820-х гг. Верстовский брал у него уроки игры на скрипке).
Инструментальные и симфонические произведения Маурера всё более прочно занимали место в программах концертов разных исполнителей и дирижёров. Показательно, что М. И. Глинка, приводя в «Записках» репертуар оркестра, с которым работал в родовом имении Новоспасское (1824), в одном ряду с увертюрами Л. Керубини, Э. Мегюля, Моцарта, Бетховена упоминает Увертюру ми-бемоль мажор Маурера. Композитора выделяли при дворе. В 1823 г. Мауреру было доверено музыкальное оформление вечера в Гатчине, которым завершалась торжественная церемония встречи принцессы Шарлотты Вюртембергской, невесты великого князя Михаила Павловича (в будущем великая княгиня Елена Павловна). Для этого вечера Маурер сочинил два «романса в лицах» (франц. romance et action; по сути, театральные сцены) на русские стихи В. А. Жуковского («Ангел и певец» и баллада «Пустынник»), изящно разыгранные аристократами-любителями (см.: Долгушина. 2014. С. 30–44).
Годы службы в Ганновере отмечены появлением наиболее известных сочинений Маурера: это двухактная опера «Алоиза» (премьера 1828, Ганновер), успешные постановки которой прошли в разных городах Европы, и Концертант для 4 скрипок и оркестра – произведение, долго сохранявшееся в репертуаре скрипачей и признававшееся едва ли не самым удачным сочинением композитора (1-е исполнение состоялось в 1829 в Нордхаузене, в премьере участвовал юный Й. Иоахим). О европейском признании Маурера-композитора можно судить по высокому отзыву Р. Шумана (Шуман. Т. 1. 1975. С. 197).
После окончательного возвращения в Россию в жизни Маурера произошли важные изменения. В 1835 г. он принял предложение Дирекции Императорских театров занять должность капельмейстера оркестра Императорской французской труппы в Петербурге (выступала на сцене Михайловского театра). Коллектив, имевший репутацию профессионально слабейшего, за первый же год работы был превращён Маурером в полноценный качественный оркестр, ставший вскоре одним из лучших в столице, с которым капельмейстер мог регулярно давать симфонические концерты. В его обязанности входило также написание театральной музыки. Композиторский портфель Маурера пополнили ряд французских комических опер и большое количество музыки к разного рода спектаклям, ставившимся французской труппой. Среди опер наибольшим признанием пользовались комедия-водевиль «Мемуары дьявола» (по роману Ф. Сулье; постановка 1842, выдержала 22 представления) и опера-водевиль «Два вора» (впоследствии в русском переводе шла на сцене Александринского театра). Вершиной театрального наследия Маурера стали два балета: «Шотландцы» (1836) и «Тень» (1839). Постановка балета «Тень» с хореографией Ф. Тальони и с М. Тальони в главной роли ‒ одно из ярких событий в истории русского музыкального театра середины 19 в.
В 1841 г. театральные обязанности Маурера расширились. «По оказываемому усердию и примерной деятельности в управлении оркестром» (Долгушина. 2010. С. 50) он был назначен «инспектором музыки» Дирекции Императорских театров (т. е. инспектором всех Императорских театральных оркестров), оставаясь капельмейстером французской труппы. Находился на посту инспектора до 1862 г. (правда, по воспоминаниям Е. К. Альбрехта, административно-бюрократическая сторона его деятельности была не самой успешной; см.: Альбрехт. 1886. С. 60–61). Но и позже Маурер сохранял авторитет одного из ведущих театральных капельмейстеров Петербурга. В начале 1870-х гг. Маурер входил в состав комитета капельмейстеров Дирекции Императорских театров, определявшего их музыкальный репертуар (так, в 1871 он участвовал в голосовании, приведшем к отказу в постановке первой редакции «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского).
1830–1850-е гг. ‒ время расцвета разносторонней творческой деятельности Маурера. Его композиторское, исполнительское, педагогическое искусство получило заслуженное признание. В 1830-е гг. появился ряд крупных симфонических сочинений Маурера: обе симфонии (1-я – 1831, первое исполнение 1833; 2-я – 1837, исполнялась в России, первое исполнение в Лейпциге 25 февраля 1841), которые Шуман выделял за «лёгкость и живость», особо отмечая во Второй симфонии качество оркестровки («он играет инструментами, как фокусник своими мячами» ‒ Шуман. Т. 2-Б. 1975. С. 21); многократно с успехом исполнявшаяся в Петербурге Увертюра на тему гимна «Боже, Царя храни!» (1837); Концертант для шести скрипок с оркестром (1837; В. Ф. Одоевский в хвалебном отзыве об этом «оригинальном произведении» подчёркивал «неимоверный эффект» унисонного слияния всех шести голосов «на 4-й струне» ‒ Одоевский. 1956. С. 140–141); Концертант для двух скрипок с оркестром, специально написанный для музыкального вечера, в котором автор исполнил его в ансамбле с Францем Бёмом [1(13) апреля 1837, Михайловский театр]. В числе любимых публикой сочинений была симфоническая увертюра «Ecriture Runique» («Рунические письмена»). Среди произведений более поздних особым вниманием пользовалась симфоническая элегия «Une larme sur la tombe de Glinka» («Слеза на могиле Глинки», 1857). Одно из самых последних сочинений ‒ Скрипичный концерт с посвящением Иоахиму (1872).
30 мая (11 июня) 1860 г. торжественно отмечалось 25-летие деятельности Маурера в Дирекции Императорских театров. 27 марта (8 апреля) 1867 г. им был объявлен последний публичный концерт, на котором звучали его сочинения. 4(16) апреля 1869 г. в Придворной певческой капелле состоялся концерт в честь 19-летия его руководства оркестром Концертного общества.
Сыновья: Всеволод Васильевич Маурер [27.3.1819, Потсдам ‒ 22.7.(3.8)1892, Санкт-Петербург], российский скрипач и педагог, 2-я скрипка в квартете А. Ф. Львова, концертмейстер оркестров петербургского французского театра (1835‒1885) и Итальянской оперы, преподаватель Придворной певческой капеллы; Александр Васильевич Маурер (около 1820 – 1894), российский виолончелист, композитор и педагог, преподавал в Санкт-Петербургском театральном училище (1849‒1858), артист императорских оркестров, в частности французского театра в Санкт-Петербурге.
Исполнительская и просветительская деятельность
Как солист-виртуоз Маурер выступал преимущественно с авторским репертуаром, который включал: десять концертов для скрипки соло с оркестром; несколько концертных симфоний (концертантов) ‒ для 2, 4, 6 скрипок с оркестром, для 2 скрипок и виолончели, для 3 скрипок и виолончели; три концертино для скрипки; несколько серий этюдов; каприсы, ноктюрны, вариации, фантазии, рондо. Технический блеск говорил о приверженности автора «бриллиантовому стилю», хотя силой, патетикой, энергией звука и вместе с тем проникновенностью мелоса его игра могла напомнить классическую школу Дж. Б. Виотти (см.: Одоевский. 1956. С. 140). Маурер писал концертную музыку не только для скрипки: у него есть Концертино для виолончели, Концерт для гобоя с оркестром, Концерт для кларнета с оркестром. С 1830-х гг. стало нормой исполнение инструментальных и оркестровых сочинений Маурера разными солистами и оркестрами, включая даже Университетские концерты (с 1842 – ежегодные циклы концертов студенческого оркестра Санкт-Петербургского университета под руководством Карла Шуберта).
Сам Маурер чаще представал перед публикой как дирижёр, не гнушаясь, однако, и ролью оркестрового музыканта. Глинка вспоминал «необыкновенно удачное» исполнение Седьмой симфонии Л. ван Бетховена в сезон 1834/1835 в салоне Михаила Юрьевича и Матвея Юрьевича Виельгорских, когда группу первых скрипок составили А. Ф. Львов, Ф. Бём, Г. Ромберг и Маурер (Глинка М. И. Полное собрание сочинений. Т. 1. Москва, 1973. С. 267). В эти годы на стезе исполнительства раскрылось просветительское дарование Маурера. Именно он, в данном случае как солист, впервые познакомил петербургскую публику со Скрипичным концертом Бетховена 14(26) марта 1834 г. (зал Энгельгардта). Большим событием стало исполнение под его руководством, тоже впервые в России, Пятой симфонии Бетховена (полностью), причём сборным оркестром, позволившим обеспечить адекватную полноту звучания, ‒ были задействованы оркестры всех Императорских театров [28 марта (9 апреля) 1845, Санкт-Петербург, Большой (Каменный) театр]; в том концерте прозвучали ещё бетховенская Третья симфония и ряд других сочинений, включая Трио из «Жизни за царя» Глинки с П. Виардо, Дж. Б. Рубини и А. Тамбурини). Также впервые в России Маурер представил слушателям увертюру Бетховена к пьесе А. фон Коцебу «Король Стефан» (1835).
Выступал вместе с У. Буллем во время его гастролей в Санкт-Петербурге. В 1844 г. участвовал в исполнении Фортепианного квинтета Шумана в дни гастролей К. Шуман в Петербурге. Принимал активное участие в организации российских гастролей Г. Берлиоза (1847). Был первым исполнителем увертюры к опере Глинки «Жизнь за царя» (ещё силами оркестра Всеволожского, 1835) и его «Камаринской». Играл скрипичное соло при концертном исполнении арии Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» [ария вошла в программу концерта французской певицы Александрины Домье, проходившего в Петербурге в зале графа Кушелева-Безбородко 28 февраля (12 марта) 1841 – за полтора года до премьеры оперы, состоявшейся в 1842], дал высокую оценку оперы А. С. Даргомыжского «Эсмеральда», посетив все спектакли [А. С. Даргомыжский (1813–1869). Петербург, 1922. С. 34–35].
Большое внимание уделял камерному музицированию. В 1846 г. А. Вьётан ввёл в Петербурге практику регулярных публичных концертов камерной музыки, пригласив в состав созданного им тогда квартета Людвига и Всеволода Мауреров. В начале 1850-х гг. Маурер с сыновьями открыли собственный абонемент камерных концертов, «квартетные утра», отличавшиеся качеством исполнения и отобранным репертуаром – здесь можно было услышать даже поздние квартеты Бетховена, сочинения Шумана, А. Г. Рубинштейна и других современных авторов (концерты проходили в зале Петропавловской школы – «Петришуле», а также в концертном зале Екатерингофа). Из писем Глинки известно, что в 1855 г. Маурер с сыновьями «играли очаровательно» у него дома Трио Бетховена (Глинка М. И. Полное собрание сочинений. Т. 2Б. Москва, 1977. С. 73).
Репутацию одного из ведущих дирижёров Петербурга Маурер заслужил ещё в 1840-е гг. Ему приходилось дирижировать разными оркестрами, в том числе в концертах Филармонического общества, устраивал он и собственные грандиозные «симфонические утра». Руководил любительским симфоническим оркестром Петербургского немецкого клуба (оркестр просуществовал до начала 1860-х гг., среди участников был юный М. П. Беляев). В 1860–1870-е гг. Маурер создал свой камерный оркестр («музыкальный кружок», что в те годы было новшеством), с которым репетировал и выступал в помещении Благородного собрания. Зенитом дирижёрской деятельности Маурера стало руководство оркестром Концертного общества, учреждённого в 1850 г. А. Ф. Львовым (функционировало до 1882). Концерты проходили в зале Придворной певческой капеллы. До тонкости продуманный репертуар, его интерпретация, превосходное исполнение коллективом, составленным из лучших музыкантов императорских оркестров (их лично отбирал Маурер), получали восторженные отзывы самых взыскательных ценителей. На вечерах Концертного общества были исполнены все 9 симфоний Бетховена, его увертюры, фортепианные и скрипичный концерты, кроме того – сочинения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Ф. Мендельсона, Л. Керубини, Ф. Листа, Р. Шумана, Г. Берлиоза, отдельные сцены из опер К. В. Глюка и многие другие сочинения. Юрист, общественный деятель Д. В. Стасов (брат В. В. Стасова), принимавший участие в составлении репертуара концертов общества, писал: «Мы, можно сказать, в первый раз в жизни начали слышать действительно хорошее, тонкое исполнение гениальных вещей» (цит. по: Петровская. 2009. С. 434). А. Н. Серов и В. В. Стасов в один голос называли Маурера лучшим дирижёром Петербурга (см.: Петровская. 2009. С. 434; Долгушина. 2010. С. 48).