Опера-водевиль
О́пера-водеви́ль, разновидность водевиля – театрального представления на анекдотический сюжет, в котором диалоги чередуются с пением и танцами. От собственно водевиля, для которого музыка обычно не сочинялась специально, но заимствовалась из разных источников и приспосабливалась к тексту, опера-водевиль отличалась большей ролью и самостоятельностью музыки. Если в водевиле музыка сводилась к нескольким вставным вокальным номерам в куплетной форме, то опера-водевиль наряду с куплетами включала увертюру, арии с мелодикой романсового типа, вокальные ансамбли, оркестровые антракты, танцы и заключительный «водевиль» (куплеты, с которыми участники действия поочерёдно обращались к публике).
Музыку опер-водевилей, широко ставившихся на русской сцене в 19 в., писали Л. В. Маурер, Ф. Е. Шольц, Н. Е. Кубишта, а также А. Н. Верстовский и А. А. Алябьев, с именами которых связан расцвет русской водевильной музыки. Первая опера-водевиль Верстовского – «Бабушкины попугаи» на текст Н. И. Хмельницкого [1819, Большой (Каменный) театр, Санкт-Петербург]. Алябьев впервые выступил как театральный композитор в 1822 г., сочинив в соавторстве с Верстовским и Маурером музыку оперы-водевиля «Новая шалость, или Театральное сражение» на текст Хмельницкого (1822, там же). Большой и продолжительный успех имела опера-водевиль «Хлопотун, или Дело мастера боится» Алябьева и Верстовского на текст А. И. Писарева (переделка с французского; 1824, московский Малый театр). Среди многочисленных пьес этого жанра – опера-водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» Верстовского на текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского (1824, московские Императорские театры, на сцене театра Пашкова на Моховой). Не всегда, однако, музыка сочинялась специально; так, Верстовский иногда заимствовал её из своих прежних опусов – например, в опере-водевиле «Пять лет в два часа, или Как дороги утки» на текст Писарева (переделка с французского; 1828, Большой Петровский театр). Иногда музыка подбиралась не композитором, а водевильным дирижёром.