Литераторы

Шаховской Александр Александрович

Шаховско́й Алекса́ндр Алекса́ндрович [24.4(5.5).1777, поместье Беззаботы, Смоленская губерния – 22.1(3.2).1846, Москва], князь, русский писатель, театральный деятель; член (1810), почётный член Петербургской академии наук (1841). Из рода . Окончил при Московском университете (1792). Служил в (1793–1802).

В 1802–1826 гг. член репертуарного комитета Санкт-Петербургской дирекции ; в эти годы (с перерывами) руководил петербургской драматической труппой и театральным училищем. В 1811 г. организовал «Молодую труппу», выступавшую с комедийным репертуаром. В 1811–1815 гг. член . Квартира Шаховского в Санкт-Петербурге («чердак Шаховского») во второй половине 1810-х гг. стала центром литературной и театральной жизни, где бывали , , и др. С 1826 г. жил в Москве.

Дебютировал одноактной комедией «Женская шутка» (1795; не сохранилась). Известность принесла пародировавшая комедия «Новый Стерн» (поставлена в 1805, опубликована в 1807); большой успех имел первый русский – «Казак-стихотворец» (поставлен в 1812). Особым признанием пользовалась воссоздававшая панораму жизни светского общества комедия «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815). В комедии «Не любо – не слушай, а лгать не мешай» (1818) впервые в отечественной драматургии использовал . Автор исторических пьес, комедий, водевилей, трагедий, текстов опер, интермедий, сценических переделок и вольных переводов произведений европейских авторов; драма А. А. Шаховского «Хризомания» (поставлена в 1836) – переделка «Пиковой дамы» Пушкина. Пьесы Шаховского, написанные метким и афористичным языком, ориентированные на просторечие и отмеченные занимательностью интриги, имели важное значение для формирования русской национальной комедии, предвосхищая творчество Грибоедова.

Редакция литературы
  • Русские классики
  • Русские драматурги 19 века
  • Театральное искусство Российской империи (19 век)