Виотти Джованни Баттиста
Вио́тти Джова́нни Батти́ста (Giovanni Battista Viotti) (12.5.1755, Фонтанетто-да-По, провинция Верчелли – 3.3.1824, Лондон), итальянский скрипач и композитор.
Получил музыкальное образование в Турине: учился игре на скрипке у Г. Пуньяни, в 1773–1780 гг. играл в савойском придворном оркестре. С 1780 г. гастролировал по Европе; в 1781 г. выступал в Санкт-Петербурге. С 1782 г. жил в Париже, где дебютировал с большим успехом в Духовных концертах (1782). Руководил оперными постановками итальянской труппы в «Театр де Месье» (Théâtre de Monsieur; 1789), где в том числе ставил оперы Л. Керубини, и в Парижской опере (1819–1821). С 1792 г. жил и работал преимущественно в Лондоне.
Оказал влияние на формирование французской скрипичной школы 19 в., особенно на П. Роде, П. Байо и Р. Крейцера.
Дж. Б. Виотти как композитор прошёл путь от галантного стиля до классического, предвосхитил отдельные элементы романтической стилистики. В его наследии преобладают инструментальные жанры (29 концертов для скрипки с оркестром, 2 концертные симфонии, 15 скрипичных сонат, свыше 40 ансамблей для двух скрипок, около 40 струнных квартетов и трио и др.). Скрипичные концерты № 22 (ля минор) и № 23 (соль мажор) поныне входят в обязательный учебный репертуар скрипачей. Почитателями творчества Виотти были В. А. Моцарт и Л. ван Бетховен; его скрипичные сочинения повлияли на творчество Н. Паганини.
Тема из произведения Дж. Б. Виотти «Тема и вариации в до мажоре» (около 1781) рассматривается как один из предполагаемых мелодических источников «Марсельезы».