Прокошев Владимир Николаевич
Про́кошев Влади́мир Никола́евич (1901, место рождения неизвестно – 16.9.1951, Москва), российский певец (баритон), заслуженный артист РСФСР (1947).
В юности пел в хоре реального училища, в старших классах принимал участие в ученических концертах в качестве солиста. В 1920 г. поступил на инженерный факультет московской Тимирязевской сельскохозяйственной академии и одновременно – в Московскую консерваторию по классу сольного пения. Окончив в 1929 г. Тимирязевскую академию (со званием инженера-гидротехника), В. Н. Прокошев занимался преподавательской деятельностью, одновременно брал уроки пения у А. М. Лабинского. Получив приглашение от дирекции Государственного театра оперы и балета Белорусской ССР на выступление в этом театре в сезоне 1932/1933, принял решение полностью посвятить себя оперному пению. В 1932–1939 гг. солист оперных театров Минска, Баку, Куйбышева (ныне Самара), Горького (ныне Нижний Новгород). В 1939–1941 гг. солист Оперного театра имени К. С. Станиславского (с 1941 в составе Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1940 г. был приглашён на работу в московский Большой театр (солист до 1951).
Обладал сильным голосом широкого диапазона, несколько матового тембра. Один из ведущих исполнителей партий драматического баритона в Большом театре в 1940-е гг. Выступал на этой сцене в десяти оперных партиях (указаны даты первого исполнения): Князь Игорь (одноимённая опера А. П. Бородина, 13 января 1941), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе, 14 февраля 1941), Демон (одноимённая опера А. Г. Рубинштейна, 30 мая 1941), Амонасро («Аида» Дж. Верди, 18 марта 1942), Жермон («Травиата» Верди, 23 июля 1942), Вильгельм Телль (одноимённая опера Дж. Россини, 8 ноября 1942, премьера во время эвакуации Большого театра в Куйбышеве), Риголетто (одноимённая опера Верди, 16 октября 1943), Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини, 16 июня 1944), Помазов («Великая дружба» В. И. Мурадели, 9 ноября 1947), Троекуров («Дубровский» Э. Ф. Направника, 12 мая 1948). Среди партий, исполненных В. Н. Прокошевым на сценах других театров: Томский и Мазепа («Пиковая дама» и «Мазепа» П. И. Чайковского), Грязной и Мизгирь («Царская невеста» и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Руслан («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Ренато («Бал-маскарад» Верди), Алеко (одноимённая опера С. В. Рахманинова), Нагульнов («Поднятая целина» И. И. Дзержинского), Самсон Вырин («Станционный смотритель» В. Н. Крюкова), Степан Разин (одноимённая опера А. А. Касьянова, премьера 29 декабря 1939, Горьковский театр оперы и балета).
Основными принципами вокально-сценического искусства В. Н. Прокошева, по его собственным словам, были «простота исполнения каждой роли, естественность и сценическая правда... правильно сказанное слово, оправданное смыслом и содержанием, согретое сердцем, оснащённое техникой сценического мастерства» [В. Н. Прокошев // Советский артист. 1941. 5 июня (№ 19). С. 2].
Среди аудиозаписей: партия Верховного жреца Дагона («Самсон и Далила» К. Сен-Санса, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев, 1946), ариозо и ария Ренато («Бал-маскарад» Дж. Верди), ариозо Князя и дуэт Князя и Княгини («Чародейка» П. И. Чайковского).
Награждён орденом «Знак Почёта» (1951).