Гаевский Вадим Моисеевич
Гае́вский Вади́м Моисе́евич (12.11.1928, Москва – 16.7.2021, там же), российский историк балета, балетный и театральный критик, педагог, заслуженный деятель искусств РФ (1997).
В 1951 г. окончил театроведческий факультет ГИТИСа (курс Г. Н. Бояджиева). В 1954–1959 гг. редактор, научный редактор Издательства Академии Наук СССР. Научный сотрудник Института истории искусств (1959–1966; ныне Государственный институт искусствознания), Института конкретных социальных исследований Академии наук СССР (1970–1972), Института философии Академии наук СССР (1972–1977).
Начал публиковаться в 1953 г.: в газетах – «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Литературная газета», «Московские новости», «Экран и сцена»; журналах – «Театр», «Театральная жизнь», «Советская музыка», «Советский балет» (ныне «Балет»), «Огонёк», «Петербургский театральный журнал», «Наше наследие» и др. В 1991–1998 гг. член редколлегии журнала «Московский наблюдатель». В 2000–2008 гг. консультант журнала «Театр».
Известность принесла первая монография – «Дивертисмент. Судьбы классического балета» (Москва, 1981). Выход книги сопровождался неожиданным скандалом: отдавая дань таланту Ю. Н. Григоровича и его лучшим балетам («Легенда о любви» А. Меликова, «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Щелкунчик» П. И. Чайковского), автор критически оценил более поздние сочинения хореографа и сожалел о том пути развития, который выбрал Григорович. В СССР критику «главного хореографа страны» восприняли как оскорбление власти. Тираж монографии в издательстве «Искусство» был остановлен, уже поступившие в библиотеки экземпляры изъяты, уволен выпускавший книгу редактор. Гаевский подвергся негласному запрету на работу. В 2018 г. издательство «Сеанс» переиздало «Дивертисмент» в виде 2-томника.
В 1999 г. С. Г. Вихарев выпустил в Мариинском театре реконструированную версию «Спящей красавицы» Чайковского, Гаевский поддержал этот проект и пропагандировал идею возвращения на сцену Мариинского театра «подлинного Петипа» вместо редакций советских лет. Во вспыхнувшей в научной среде дискуссии о достоверности и правомерности реконструкторского проекта критик выступил его последовательным сторонником, поддержав и другие спектакли Вихарева. Фундаментальным обоснованием необходимости реконструкций стала книга «Дом Петипа» (Гаевский. 2000; Литературная премия имени Александра Блока «Город мой». 2001).
Конец реконструкторского проекта в Мариинском театре и перемены, начавшиеся в Большом театре с приходом А. О. Ратманского, послужили импульсом к диалогу Гаевского и П. Д. Гершензона «Разговоры о русском балете» (Гаевский. 2010).
Среди важных публикаций также: «Флейта Гамлета» (Гаевский. 1990), «Книга расставаний» (Гаевский. 2007), «Хореографические портреты» (Гаевский. 2008), «Книга встреч» (Гаевский. 2012), «Книга ожиданий» (Гаевский. 2014), «Потусторонние встречи» (Гаевский. 2019); серия предисловий и послесловий к книгам выдающихся деятелей балета и театра 20 в., в том числе И. Шовире («Я – балерина». Москва, 1977), Ж.-Л. Барро («Воспоминания для будущего». Москва, 1979), Л. Д. Блок («Классический танец. История и современность». Москва, 1987), М. Бежара («Мгновение в жизни другого». Москва, 1989), А. Л. Волынского («Книга ликований». Москва, 1992).
В 1992–2000 гг. заведующий кафедрой театроведения историко-филологического факультета Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). В 2001–2015 гг. профессор, с 2016 г. профессор-консультант кафедры истории театра и кино историко-филологического факультета РГГУ. Среди учеников: балетные критики В. А. Вязовкина и А. А. Гордеева, историки оперы и оперные критики Т. М. Белова и И. А. Коткина, драматический критик М. Е. Шимадина, историк театра В. В. Золотухин, историк сценографии О. А. Астахова.
Лауреат премии имени Александра Кугеля (как лучший критик сезона, 2005), Международной премии Станиславского (номинация «Театроведение и театральная критика», 2008), почётной премии Ассоциации театральных критиков России (2018), специальной премии «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2019).