Конкурентное право
Конкуре́нтное пра́во, система норм, регулирующих общественные отношения по защите конкуренции методом юридического запрета, основанном на экономическом анализе (Конкурентное право. 2018. С. 13). Правовой режим конкурентного права как особый порядок правового регулирования и использования юридических средств призван устанавливать факт нарушения конкуренции. Правовой режим конкурентного права также предусматривает использование методов экономического анализа, что свидетельствует о смежности проблематики конкурентного права и тесной взаимосвязи с экономикой. Конкурентное право, обладая особенным предметом и методом, образует самостоятельную отрасль права. Конкурентное право взаимодействует с гражданским, административным и уголовным правом.
Цели и предмет конкурентного права
Целями конкурентного права являются обеспечение единства экономического пространства, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, свободного перемещения товаров; защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарного рынка.
Предмет конкурентного права – общественные отношения по защите конкуренции, регулируемые антимонопольным законодательством (Городов. 2008. С. 9–11). В предмет регулирования конкурентного права включаются: предупреждение и пресечение монополистической деятельности, в том числе злоупотребления доминирующим положением, соглашения и согласованные действия; предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции; предупреждение и пресечение нарушений, допущенных органами власти; пресечение нарушений при проведении торгов; предоставление государственных и муниципальных преференций; контроль экономической концентрации; привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Принципы конкурентного права
Принципы конкурентного права подразделяются на конституционные и отраслевые. К конституционным относятся принципы единства экономического пространства; свободного перемещения товаров; свободы экономической деятельности; поддержки конкуренции.
Отраслевые принципы: недопустимости монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопустимости антиконкурентных действий и соглашений власти; недопустимости антиконкурентных действий при проведении торгов; эффективных санкций за антимонопольные нарушения; возмещения ущерба, причинённого в результате нарушений антимонопольного законодательства; предупреждения монополизации рынка посредством контроля экономической концентрации.
Источники конкурентного права в РФ
Источниками российского конкурентного права являются нормативно-правовой акт, международный договор, решения Европейского суда по правам человека, а правовой обычай и нормативный договор к ним не относятся.
Международные акты как источники конкурентного права можно классифицировать на акты, направленные: на правовое регулирование защиты конкуренции; на организацию функционирования и взаимодействия национальных систем антимонопольного регулирования. Ряд международных договоров: Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) (Марракеш, 15 апреля1994, вступило в силу для России 22 августа 2012); договор «О Евразийском экономическом союзе» (Астана, 29 мая 2014); Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в сфере регулирования рекламной деятельности (Москва, 19 декабря 2003; вступило в силу 31 мая 2004, для РФ – 4 июля 2007).
Структура субъектов конкурентного права – хозяйствующие субъекты; органы государственной и муниципальной власти; юридические и физические лица, не являющиеся хозяйствующими субъектами; антимонопольный орган (ФАС России).
Регулирование конкуренции в мире
В мире впервые нормы правового регулирования конкуренции, конкурентного поведения субъектов предпринимательства были приняты в Европе, закреплены в гражданских кодексах Италии и Франции в середине 19 в. Ими определялись права потерпевших при недобросовестных сделках по предъявлению претензий на вознаграждение за убытки. Нормы гражданско-правового регулирования конкуренции присутствуют и в законах, принятых во Франции в 1824, 1857, 1873, 1880, 1890 гг. Но наиболее значительным достижением в этом направлении считается антитрестовский (антимонопольный) Закон (Акт) Шермана, принятый Конгрессом США в 1890 г. Акт Джона Шермана – первый антимонопольный закон США, заложивший фундамент антимонопольного законодательства.
Антимонопольное законодательство РФ
Антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ. В современном российском законодательстве сформулированы условия, при которых конкуренция может возникнуть и существовать: на рынке действуют независимые поставщики достаточного количества товаров; на рынке присутствует достаточное количество независимых покупателей товаров; поставщики и потребители не прибегают к соглашениям, ограничивающим конкуренцию; на рынке существует свободный доступ к сырью, капиталам и другим хозяйственным ресурсам.
Современное российское антимонопольное законодательство берёт своё начало в 1991 г., когда был принят Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Рынок финансовых услуг включён в сферу антимонопольного контроля в 1999 г., с момента принятия Федерального закона от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») консолидировал антимонопольные требования к товарному рынку и рынку финансовых услуг в рамках одного акта и поправок, оформленных «антимонопольными пакетами». Предтечей для принятия антимонопольного пакета явилась реформа антимонопольного законодательства. Закон «О защите конкуренции» сменил Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон «О защите конкуренции» вместил в себя наработанную за время осуществления антимонопольного регулирования правоприменительную практику как антимонопольных, так и судебных органов, установил единый понятийный аппарат, определил полномочия и функции антимонопольного органа, конкретизировал перечень антиконкурентных актов.
Как предмет антимонопольного регулирования конкурентные отношения представляет собой не гражданско-правовые отношения, а иной вид отношений, связанный с гражданскими правоотношениями, но имеющий отличный от них субъектный состав, особенность которого заключается в участии в них публичного субъекта, на которого законом возложено решение конституционных задач по обеспечению единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, а также недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8 Конституции РФ). Специфика конкурентных отношений заключается в том, что правовые последствия нарушения исполнения обязанностей в них связаны с применением мер не гражданско-правовой, а административной ответственности (Егорова. 2020. С. 16).
Конкурентные отношения в определённом смысле имеют регуляторный, координационный характер, поскольку они основываются на правилах, действующее начало которых предполагает необходимость координационного взаимодействия либо между самими хозяйствующими субъектами, согласовывающими программы собственных действий (соглашения, согласованные действия, координация экономической деятельности, сделки по экономической концентрации), либо между хозяйствующими субъектами и антимонопольным органом (получение согласия на совершение сделки, предписания антимонопольного органа, система государственных преференций и пр.) (Егорова. 2020. С. 23).
Поскольку цифровая экономика оказывает влияние на антимонопольное законодательство, в 2018 г. началось обсуждение «пятого антимонопольного пакета» в России. Импульсом к изменению российского антимонопольного законодательства послужило утверждение Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а затем и аналогичного национального проекта, а также мировые тренды цифровизации и активной повестки трансформации законодательства для условий цифровой экономики в разных юрисдикциях, прежде всего в Евросоюзе и странах ОЭСР.
Закон «О защите конкуренции» содержательно и концептуально заложил основы современного конкурентного права. В первом антимонопольном пакете уточнены понятия товара и товарного рынка, а также сформированы критерии монопольно высокой цены. Второй антимонопольный пакет в 2009 г. расширил полномочия ФАС России в отношении проведения проверок нарушения антимонопольного законодательства, а также введена система наказания за антиконкурентные действия. В третьем антимонопольном пакете 2012 г. уделено особое внимание картелям как форме незаконного ценового соглашения между конкурентами. Четвёртый антимонопольный пакет 2015 г. был подготовлен при участии бизнес-структур, способствовал либерализации антимонопольного регулирования и создания коллегиальных органов по вопросам правоприменения.
Пятый антимонопольный пакет содержит новеллы, направленные на адаптацию антимонопольного регулирования к цифровым изменениям в экономике и рынках (Джиоева. 2020. С. 31–37). Оценивая положение определённой компании на рынке, антимонопольным органам приходится учитывать такой феномен информационного сектора экономики, как прямые и косвенные сетевые эффекты (Коваленко. 2020. С. 18–37). При прямом сетевом эффекте рост потребления основного продукта пользователями повышает его ценность и привлекательность для других пользователей. При косвенном сетевом эффекте возрастает ценность дополнительных продуктов при потреблении основного продукта.
Сетевые эффекты могут служить серьёзным препятствием для выхода на рынок, если для этого нужно достигнуть определённого уровня спроса или числа клиентов (Проблемы создания цифровой экосистемы ... 2021. С. 115).
Меры пресечения злоупотреблений на цифровых рынках, предлагаемые ФАС России:
Запреты злоупотребления доминирующим положением на маркетплейсах и агрегаторах, что будет способствовать расширению совершения сделок продавцов и покупателей в сети Интернет.
Определение критериев цифровых платформ, например определение барьеров входа-выхода на цифровой рынок, определение массива баз данных, к которым сервис (цифровая платформа) получает доступ.
Новые подходы к сделкам экономической концентрации IT-рынков, поскольку действующая редакция Закона «О защите конкуренции» не содержит специальных критериев, позволяющих однозначно характеризовать доминирующее положение цифровой платформы.
Использование цифровых алгоритмов в антиконкурентных соглашениях должно стать отягчающим обстоятельством.