Монголы
Монго́лы, 1) группа народов, говорящих на монгольских языках. Живут в Северо-Восточном и Северо-Западном Китае, Монголии, России (собственно монголы, дархаты, буряты, баргуты, хамниганы, ойраты, калмыки, дауры, тюркоязычные в прошлом сойоты, хотоны и алтайские урянхайцы, восточные юйгу, монгоры, дунсян, баоань) и на северо-западе Афганистана (моголы). Общая численность в Китае 6,3 млн человек (2020, перепись), в Монголии 3 млн человек (2020, перепись), в России 645,3 тыс. человек (2020, перепись), в Афганистане – несколько тысяч человек. См. карту Монгольские народы.
Вероятные предки монголов – упоминаемые в китайских источниках дунху, сяньби, хи и шивэй; в их формировании, возможно, участвовали тюркские и тунгусо-маньчжурские элементы. Этноним монголы (мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) встречается в китайских источниках с 7–10 вв. У монголов существовали патрилинейные роды (овог), включавшие как кровных родственников, принадлежавших к одной «кости» (яс, ясун), так и чужеродцев (жад). Роды объединялись в племена. В 1-м тыс. от основной массы монголов отделились южномонгольские народы (восточные юйгу, монгоры, дунсян, баоань) и дауры. В 13 в. часть монгольских племён, объединённая под властью Чингис-хана (Чингисхана), начала завоевания, приведшие к формированию Монгольской империи. В 15 в. северные монголы разделились на западных (ойраты) и восточных (собственно монголы и буряты) монголов.
2) Собственно монголы (самоназвание – монгол), народ, основное население Монголии. Ядро монголов Монголии составляют халха (2,7 млн человек – 2020, перепись). На северо-западе (аймаки Завхан и Хувсгел) проживают практически ассимилированные халха сартулы (2 тыс. человек) и хотогойты (8,6 тыс. человек), на востоке (аймаки Дорнод и Сухэ-Батор) – узумчины (2,3 тыс. человек) и дариганга (36,4 тыс. человек). Живут также в Северо-Восточном Китае (автономный район Внутренняя Монголия, запад провинций Ляонин и Гирин и юго-запад провинции Хэйлунцзян), где сохраняются этнические подразделения: ордосцы, ураты, дарханы, дурбэн-хухэты, чахары, хучиты, суниты, узумчины, хэшиктэны, баарины, оннюты, найманы, харачины, тумэты, джаруты, хорчины, джалайты, горлосы и др. Говорят на монгольском языке. В основном приверженцы тибетского буддизма, главным образом в форме гелугпа (гелуг). С конца 20 в. распространяются протестантство, ислам, бахаизм.
Этнографическое описание
Основное традиционное занятие – кочевое скотоводство; разводят «пять видов скота» (таван хошуу мал) – лошадей, овец, коз, верблюдов и крупный рогатый скот. Местами занимались земледелием (просо, ячмень, овёс). Была распространена охота на сурка (тарбагана), волка, антилоп и др. Развиты производство войлока, обработка кожи, кости, серебра. Временные поселения круглые в плане (хурээ, буквально – круг) или вытянутые с востока на запад, постоянные – прямоугольные, делятся на кварталы; усадьбы (хашан), тесно примыкающие друг к другу, выходят на улицу глухой стеной. Основной тип жилища – войлочная юрта (гэр) с раздвижными стенами (хана) и конусовидной крышей; у оседлых групп – глинобитная круглая или прямоугольная в плане постройка. Одежда – штаны, рубаха, халат (дэгэл) с глубоким запа́хом направо, подвязанный широким поясом (до 4–5 м в длину), поверх халата – безрукавка (мужская – хантадз, женская – удж). Женский нарядный халат из шёлка с нашивными полосами из парчи, рукава с буфами и широкими обшлагами, передняя пола с отрезным низом на сборах. Девушки заплетали одну, замужние женщины – две косы (гэзэг), боковые пряди обкладывались широкими полукруглыми пластинами (хавчик), поверх надевалась коническая шапочка (малгай). Обувь – войлочные чулки с орнаментированным, выступающим из сапог верхом и сапоги (гутул) с толстой подошвой и загнутыми носами. Традиционная пища – мясо (в основном баранина, реже конина или говядина; варёное, с густым бульоном, копчёное, вяленое, растёртое в муку), варенные на пару (бууз) или жаренные в масле (хушур) пирожки и кусочки теста (борцог), ячменное толокно, суп с лапшой; молочные продукты – сыры (бислаг, арул, хурут, эзгий), пенки (урме), простокваша (тараг), масло; напитки – чай с молоком (иногда с солью, поджаренной мукой, пенками, маслом), кумыс из кобыльего (айраг) или верблюжьего молока, молочная водка (архи). Ели также дичь, дикие злаки, лук, чеснок, ревень, в голодные годы – рыбу и падаль.
Семья с 18 в. малая, моногамная. Женатые сыновья в семьях с достатком отделялись от родителей, но вели совместное хозяйство (пасли скот, обрабатывали продукты скотоводства, делали войлок и др.). Юрту и скот родителей наследовал младший сын (отхон). Брак заключали путём сговора, изредка – умыканием. Существовал обычай избегания между невесткой и роднёй мужа. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа с генерационным скосом «омаха». Сиблинги делятся по полу и относительному возрасту.
Буддизм распространялся с 13 в., утвердился в конце 16 – начале 17 вв. Сохраняется шаманизм, культы «хозяев» гор, рек, тайги, в честь которых строились жертвенники – каменные насыпи (обо). Новый год (Цаган сар) до 13 в. отмечали осенью, при Хубилае по китайскому образцу перенесли на 1-й месяц весны. На Цаган сар играли в игру типа лото (хорло). Праздник середины лета (июль) Надом сопровождается состязаниями в 3 видах спорта («Три игры мужей») – борьбе (бэх барилдах), стрельбе из лука (сур харвах), конных скачках (морь уралдах). Общенародный характер имеют буддийские праздники.
Устное творчество монголов
Устное творчество монголов сложилось во взаимодействии с традициями ряда тюркских народов, в том числе алтайцев, тувинцев, испытало влияние традиционных культур народов Китая (особенно Тибета и Восточного Туркестана).
Значительная общность традиционной культуры наблюдается у монгольских народов Монголии, России и Китая. Сохранились различия в формах устного творчества степных монголов-скотоводов (связаны с уходом за домашним скотом: специальные успокаивающие напевы при доении, песенные «уговоры» самок, которые отказываются от своих детёнышей) и лесных монголов-охотников (песни-звукоподражания, искусство свиста исгэрэх урлаг – призыв «божественного ветра», горловое пение, шаманская музыка; использование в качестве сигнальных и шумовых инструментов свистящих или поющих стрел со свистковым приспособлением). Общность музыкальных традиций разных этнических групп проявляется в сфере шаманизма и буддизма, спортивных состязаний, традиционных праздников. Преобладают вокальные формы – сольные и с сопровождением инструментов (струнных щипковых и смычковых или флейты; ударные инструменты используются, как правило, только в шаманской и религиозной музыке). Основа ладовой организации – пентатоника, главным образом ангемитонная. Способ передачи всех традиций устный.
Музыкальные инструменты
Монгольские мифы приписывают музыкальным инструментам и песенным мелодиям божественное происхождение. Широко распространены смычковые трёх основных форм: с маленьким цилиндрическим корпусом и проходящей сквозь него длинной шейкой (двухструнный хуучир, хуур); с трапециевидным корпусом и проходящей сквозь него длинной шейкой (моринхуур, хуур; распространившийся в Китае с 12 в. моринхуур под названием матоуцинь стал китайским народным инструментом); с долблёнными из одного куска дерева корпусом и шейкой в форме черпака (шанаган хуур; среди разновидностей: хунт хуур – «лебединый хуур», головка обычно вырезается в форме лебедя; луу хуур – с резным изображением дракона; гарьд хуур – с головкой в форме Гаруды). В Западной Монголии преобладают такие инструменты, как: двухструнный смычковый игил, трёхструнный щипковый шудрага (шанз), двухструнный щипковый топшуур, деревянная продольная флейта цуур (исполнительство на ней характеризуется дополнительным бурдонным звуком, производимым голосом исполнителя одновременно с вдуванием воздуха). В Центральной и Западной Монголии преобладают моринхуур, хуучир, поперечная флейта лимбэ. Длинная цитра ятга – в прошлом инструмент придворной и религиозной буддийской традиции, цимбалы ёоочин – инструмент городской музыки.
Традиционно все основные виды вокальной и инструментальной музыки исполнялись мужчинами; женщинам запрещалось исполнять эпос, петь в манере хɵɵмий (хоомей), играть на музыкальных инструментах (кроме варгана аман хуур). Варган (ныне известен в двух разновидностях – металлический тэмэр хуур и бамбуковый хулсан хуур) использовался в бытовом музицировании, а также шаманками (наряду с бубном и посохом со звенящими подвесками таяк): у бурят варган используется для призыва «белых», а посох – «чёрных» духов; шаманки-дархаты используют варган для призыва духа, а посох – для его встречи. Среди носителей устной культуры выделялись профессиональные мастера: хөгжимчид (музыканты-инструменталисты; особый статус имели хуурч – исполнители на смычковом хууре), туульч (исполнители героического эпоса тууль), улгэрч (сказители, исполнявшие улгэры), дуучин (певцы-солисты).
Вокальная музыка
Вокальная музыка монголов подразделяется на 2 обширные сферы: эпические сказания (тууль) и народные песни (ардын дуу). Героический эпос (баатарлаг тууль) включает сказания «Гэсэр», «Джангар»; у разных групп монголов в устной форме бытуют эпические сказания «Хан Харангуй», «Хогшин Луу Хан» и др. Урянхайцы и баяты исполняют эпос в очень низком регистре в декламационной манере (хайлах), захчины – в песенной (дуулах); в некоторых разделах используются «вставки» в манере горлового пения. Эпос исполняется в сопровождении инструментов: топшуур (в западных районах Монголии), хуучир (захчины), хуур (буряты и монголы Внутренней Монголии); в прошлом буряты исполняли «Джангар» в сопровождении ятга. В южных районах Монголии и во Внутренней Монголии улигеры звучат в сопровождении четырёхструнного смычкового инструмента дɵрвɵн чихтэй хуур, у халха – без сопровождения.
Исполнение мифов и легенд образует отдельный жанр домог; легенда о происхождении смычкового инструмента звучит в сопровождении моринхуура, в западных районах Монголии – игила. У баитов, дэрбэтов, торгутов и олётов практикуется танцевальное исполнение легенд.
Народные песни (ардын дуу) подразделяются на 2 вида – протяжные метрически свободные уртын дуу и короткие чётко ритмизованные богино дуу (оба названия встречаются у халха). Протяжные песни различаются по форме и способам орнаментации у разных этнических групп монголов. Халха исполняют их в сопровождении моринхуура и (или) лимбэ, повторяющей линию голоса; баяты, дэрбэты, торгуты и мянгаты – без инструментального сопровождения, нередко с хоровым рефреном в гетерофонной манере; узумчины Внутренней Монголии – в сопровождении хорового бурдона, создаваемого слушателями. Короткие песни включают: восхваления магтаал (связаны с шаманскими и охотничьими обрядами, могут включаться в эпические сказания), сатирические, «обучающие» песни; песни-диалоги, сопровождаемые движениями тела и глаз. Исполняются в сопровождении лимбэ, моринхуура, хуучира, шанза, ёочина.
Среди монгольских танцев (бий, у халха – биелгээ) преобладают спокойные танцы с движениями в основном верхней части тела. Ритуальный танец мɵргүүл бий исполняется в честь домашних божеств и изображает подношение огню, цацал бий – танец разбрызгивания молока в 8 направлениях; танец үндэсний бий исполняют в честь мифических предков и легендарных героев, в нём изображают исторические события или сюжет эпоса «Джангар» (у захчинов). В Северо-Западной Монголии и у бурят широко распространён круговой танец ёохор. У всех этнических групп монголов (а также у тувинцев) известен танец ястреба (орла), имитирующий парение птицы в небе; танец тарвага хɵɵрүүлэх имитирует движения волка или собаки. Часто танцы исполняются в сопровождении игила.