Казахи
Каза́хи (устар. – киргизы, киргиз-казаки, киргиз-кайсаки; самоназвания – қазақ, қазақтар), тюркский народ, основное население Казахстана. Численность 13,4 млн человек (2021, предварительный итог переписи).
Живут также в других странах Средней и Центральной Азии: на севере Узбекистана (0,8 млн человек, 3-я по численности этническая группа – 2017, Государственный комитет по статистике), в Киргизии (33,2 тыс. человек – 2009, перепись), Туркмении (20 тыс. человек – 2018, оценка), Таджикистане (0,6 тыс. человек – 2010, перепись), на западе Монголии (101,5 тыс. человек – 2010, перепись; из них 76,8 тыс. человек – в аймаке Баян-Улгий, где составляют большинство населения; 9 тыс. человек – в аймаке Ховд, где составляют 3-ю по численности группу) и на северо-западе Китая [1,5 млн человек – 2010, перепись; составляют 3-ю по численности этническую группу Синьцзян-Уйгурского автономного района (в основном на севере – в Или-Казахском автономном округе, Мори-Казахском автономном уезде на востоке Чанцзи-Хуэйского автономного уезда и Баркёль-Казахском автономном уезде на севере округа Хами); также проживают в Аксай-Казахском автономном уезде на западе провинции Ганьсу]; живут в России (647,7 тыс. человек, в том числе в Астраханской области 149,4 тыс. человек, в Волгоградской области 46,2 тыс. человек, в Саратовской области 76 тыс. человек, в Оренбургской области 120,3 тыс. человек, Челябинской области 35,3 тыс. человек, в Омской области 78,3 тыс. человек – 2010, перепись) и др.
Говорят на казахском языке, распространены также русский, узбекский, китайский языки. Верующие – мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.
Этнографическое описание
Этническую основу казахов составили тюркские племена, неоднократно сменявшиеся на территории Казахстана с середины 1-го тыс. и вытеснившие или ассимилировавшие древнее ираноязычное население. Часть населения Узбекского улуса («узбеки», «узбек-казахи») в 15 в. откочевала в Семиречье, где сложилось Казахское ханство, за населением которого к 1530-м гг. закрепилось название «казахи». В его состав в 16 в. вошли племена и группы родов Ногайской Орды, Сибирского ханства и моголов. В 1801 г. часть казахов Младшего жуза переселилась за реку Урал, образовав Букеевскую Орду. В 18 в. и особенно во 2-й половине 19 в., а также после 1906 г. началось переселение в Казахстан русских и украинских крестьян, что приводило к нарушению традиционных путей кочевания и кризису традиционного скотоводства. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. насильственная коллективизация казахских хозяйств и перевод казахов на оседлость вызвали массовый голод и миграции за пределы Казахстана (в основном на северо-запад Китая). С 1991 г., в связи с проводимой в Республике Казахстан политикой по возвращению этнических казахов на историческую родину, происходит их реэмиграция в Казахстан (с 1991 по 2021 – 1,08 млн человек), в основном из Монголии, Китая и государств Средней Азии. С начала 2010-х гг. приток репатриантов-казахов ежегодно сокращается.
Казахские жузы делились на племена, роды и более мелкие иерархически организованные патрилинейные подразделения [самое мелкое – семейно-родственная группа (бир ата баласы)]. Каждый род был связан обычаями взаимопомощи (жардем), имел свой боевой клич (уран), генеалогические предания и родословные (шежире). В конце 19 в. на роль старшего претендовал род Джалаир в составе Большого жуза. Общины (аул) состояли из одной или нескольких бир ата баласы; зимой кочевали раздельно, летом объединялись в крупные коллективы. Беднейшие семьи (консы) поступали в подчинение богатым сородичам (бай). До 1859 г. существовали патриархальные рабы (кул). Высшее сословие (ак суйек, белая кость) составляли потомки Чингисхана – султаны (торе), не входившие в родо-племенную структуру казахов. Султаны управляли одним или несколькими родами, только они могли быть избраны ханами – верховными правителями жузов. Им подчинялись военачальники (батыр), родовые старейшины (бий, бек) и главы бир ата баласы (аксакал).
Традиционная культура характерна для кочевников Средней Азии. Основное традиционное занятие – кочевое скотоводство (овцы, лошади, в Южном, Центральном и Западном Казахстане – одно- и двугорбые верблюды, незначительно – крупный рогатый скот), преимущественно с меридиональным направлением кочевания. Перекочёвки могли достигать 1–1,2 тыс. км. Кочевые пути и пастбища находились в собственности родов. Со 2-й половины 19 в. распространяются полукочевые формы скотоводства с полустойловым содержанием и заготовкой корма; увеличивается доля крупного рогатого скота. С конца 19 в. скотоводство получило в значительной степени товарный характер.
Традиционно была распространена конная охота на копытных (на сайгака – загонная), волков, лис; с ловчими птицами – на лис, зайцев, перелётную птицу. Рыболовство имело вспомогательное значение. Поливным земледелием (искусственное и лиманное орошение) занимались в основном беднейшие семьи. Горное богарное земледелие было известно на Юге и Юго-Востоке Казахстана. Сеяли главным образом просо, местные сорта пшеницы; пшеницу, ячмень, рис покупали в Средней Азии и России. Землю пахали примитивным плугом (тис агаш, омаш), иногда с железным сошником (тис). Хлеб жали ножами или серпами с длинной рукоятью и слабым изгибом лезвия, обмолачивали с помощью скота, хранили в обмазанных глиной ямах, зерно мололи на ручных или водяных мельницах, толкли в ступах. Со 2-й половины 19 в. распространяется богарное земледелие в Северном, Северо-Восточном и Центральном Казахстане. С конца 19 в. получают развитие пушной, рыболовный, лесные промыслы, добыча соли.
Обработкой шерсти, ткачеством, вышивкой, плетением циновок из тростника (чий, ши) занимались только женщины. Войлочные ковры украшали вкатанным узором (текемет), аппликацией (тускийиз) и мозаикой (двойные ковры сырмак). В технике безворсового узорного ткачества изготовляли полосы для стягивания юрты (бау, баскур) и ковры (такыр килем, алаша). Ворсовое ткачество было известно только в Южном Казахстане и на Мангышлаке: ковры (тукти килем), перемётные сумы (коржин) и др. Вышивкой (кесте) украшали настенные покрывала (тускийиз), чехлы, женскую одежду, головные уборы и др.; традиционно вышивали гладью и тамбурным швом. Основной мотив – крест с роговидными ответвлениями, вписанный в ромб (кос мюйиз – соединённые рога, кошкар мюйиз – рога барана). В вышивке преобладали растительные орнаменты. Мужчины занимались обработкой кожи (тиснение по коже: сосуды для молочных напитков, пояса, сбруя), резьбой по дереву (сёдла, двери юрты, посуда для кумыса, сундуки, кровати, подголовники), кости, камню [надгробия (кyлпытас)], кузнечеством, ювелирным искусством (украшения, детали сбруи, оружие; известны насечка, чернь, зернь, филигрань, огранка драгоценных камней).
Основное традиционное жилище – юрта (кииз yй), на юге – с высоким, на севере – с плоским куполом; ныне юрта сохраняется как подсобное жилище, используется в туристическом бизнесе. Походные жилища (кос, итарка, жолым уй, жаппа) собирали из различных элементов юрты. С распространением оседлости на зимниках (кыстау) появляются стационарные цилиндро-конические постройки (шошала, тошала) из дёрна, тростника, глинобитные, каменные, сырцовые, срубные и т. п.; отапливались очагом, располагавшимся в центре, освещались через дымовое отверстие в виде четырёхугольной рамы, опирающейся на столбы. Известны также полуземлянки (жер кепе, жер толе, казба уй, жер уй), в богатых хозяйствах и в лесостепных районах Восточного Казахстана – срубные дома с плоской или пологой двускатной крышей. На севере к жилищу, часто под одной крышей, примыкали хозяйственные помещения и хлева, на юге они чаще ставились отдельно. В современном жилище, в основном в сельских районах, традиции сохраняются во внутреннем убранстве парадной комнаты (тор уй, конак уй): она имеет минимум мебели, устлана войлочными и ткаными коврами, почётное место (тор) располагается напротив входа перед деревянными подставками с постельными принадлежностями (жук).
Традиционная одежда изготовлялась из верблюжьей, реже овечьей шерсти, войлока, кожи и шкур, привозных хлопчатобумажных, шёлковых и шерстяных тканей (из Средней Азии, Китая, с 18 в. – из России). Мужская одежда – распашная (жейде, желде), с середины 19 в. – глухая с отложным, позднее – со стоячим воротником (кёйлек) рубаха; штаны с широким шагом (нижние тканевые – дамбал, верхние кожаные – шалбар); бешмет (бешпент, мешпент); халат (шапан, чапан), первоначально туникообразного покроя, без застёжек, в прошлом с очень длинными, спускающимися на кисти рукавами; кафтаны, шубы; в непогоду надевали широкий шерстяной халат (шекпен, чекмень). Верхнюю одежду подпоясывали кожаными поясами (кисе, бельдик), ткаными кушаками (бельбеу). Обувь – сапоги на жёсткой подошве с наборным каблуком (етик), мягкие сапоги (мяси), калоши (кебис). Женская одежда – туникообразная рубаха-платье (кёйлек), с середины 19 в. – с отрезной юбкой с оборками; штаны (дамбал); безрукавка длиной до колен или талии (камзол); нарядный бешмет, шапан, шуба. Мужчины обривали голову и подбривали усы и бороду около губ, постоянно (даже ночью) носили круглую шапочку-тюбетейку, поверх неё – матерчатые и войлочные шапки. Девушки заплетали до 30 косичек, концы которых соединяли в 2 косы, носили шапку с меховой опушкой (такыя, борик), первоначально – с высокой расшитой тульёй и пучком перьев филина (уки) на макушке. Перед свадьбой невесте заплетали волосы в 2 косы и надевали высокий (до 70 см) колпак (саукеле) с драгоценными подвесками и закрывающей спину вуалью. Через год молодая надевала белый хлопчатобумажный убор (кимешек), род капюшона с вырезом для лица, закрывающего грудь, плечи и спину; поверх него навёртывали тюрбан (тюндик, шарши) или платок. Комплекс женских украшений включал головные, шейные, шейно-нагрудные, ручные и накосные.
Бо́льшую часть года основу пищи составляло молоко (сут) всех домашних животных, которое не употребляли в свежем виде, а сразу заквашивали (айран, катык); приготовляли масло (сары май); сухой кислый сыр (курт), который разводили в воде или бульоне; из сухого сладкого сыра (иримшик) с маслом и сахаром делали сладкое блюдо (коспа). Приготовляли кумыс из кобыльего (кымыз) и верблюжьего (шубат) молока. Осенью и зимой, с окончанием дойки, получением урожая и началом забоя скота, питались в основном мясными и растительными продуктами: бульон (сорпа); варенное в бульоне, тонко раскатанное тесто с бараниной (ет), причём баранья голова подавалась почётному гостю; лапша (кеспе) с мясом или молоком; жаркое из лёгких, печени, сердца на бараньем сале (куырдак); конская колбаса (казы). Из пшеничной муки в золе или на стенках раскалённого котла пекли пресные лепёшки (нан); в масле или бараньем сале жарили кусочки пресного теста (бауырсак) и поминальные лепёшки (шелпек). У русских заимствовали кислый хлеб. Специально обработанное просо (тары) подавали к чаю; смешав толокно, приготовленное из тары, с маслом и сахаром или медом, получали лакомство (жент). Из зерна готовили брагу (боза). В бедных семьях ели рыбу. Ели на полу, на расстеленной поверх войлоков скатерти (дастаркан). Преобладала кожаная и деревянная утварь, чай пили из фаянсовой посуды (кесе, пияла); металлическая утварь – котлы (казан), кувшины (куман), чайники, самовары.
Система терминов родства бифуркативно-линейная со скользящим счётом поколений (старшая сестра и сестра отца, старший брат и младший брат отца называются одним термином) и генерационным скосом «омаха». Сиблинги делятся по полу и относительному возрасту. Развиты отношения фиктивного родства (тамыр) и побратимства (курдас). По мужской линии запрещались браки между родственниками до 3-го и осуждались – до 7-го колена; по женской линии допускались кузенные браки. До начала 20 в. существовали левират (аменгерлик) и сорорат (балдыз алу). Полигиния встречалась лишь в байской среде. Брак заключался после сватовства и выкупа невесты за калым (калын), в основном скотом. Колыбельный сговор (жастай кудаласу) позволял значительно уменьшить размер калыма. Жених мог тайно посещать невесту (урын бару) лишь после уплаты части калыма. На свадьбе (кыз узату тойы) в ауле отца невесты происходила ритуальная борьба за невесту между сторонами жениха и невесты – «перетягивание» (тартыс). Мулла проводил мусульманский обряд бракосочетания (неке). После тоя свадебный поезд сопровождал невесту в аул мужа, где под специальную песню устраивали церемонию открывания лица невесты (беташар) и свадебный пир (уйлену тойы). По случаю рождения ребёнка устраивался праздник (шилдекана) с участием молодёжи аула. Глава семьи отделял взрослым (с 15 лет) сыновьям долю имущества (енши); младшего сына не выделяли, он оставался с престарелыми родителями и наследовал оставшееся имущество (минорат). Соблюдались обычаи избегания между невесткой и роднёй мужа.
Основной календарный праздник – весенний Новый год Ноуруз (Наурыз). Праздники, свадьбы, поминки сопровождались состязаниями: конными (скачки – байга, единоборство всадников – аударыспак, борьба за тушу или шкуру козла – кокпар, джигитовка – жигит жарыс), стрельбой в цель (алтын кабак), борьбой (курес), парными и массовыми играми и т. п.
Устное творчество
Эпические жанры представлены героическим эпосом («Камбар-батыр», «Алпамыс», «Ер-Кокша», «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын») и лиро-эпическими поэмами («Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек») о борьбе влюблённых за своё счастье, которому препятствует социальное неравенство. В сказках (волшебные, о животных, бытовые, сатирические) отразились как шаманские верования, так и идеи ислама; популярные сказочные персонажи Алдар-Косе, Кожа Насыр (Ходжа Насреддин), Жиренше выступали носителями народного юмора. Профессиональные мастера – акыны, анши (исполнители лирических песен – ан), оленши (слагатели главным образом песенных текстов – олен), жырши, или жырау (создатели и исполнители эпоса – жыр), кюйши (инструменталисты – создатели и исполнители кюев). Они странствовали по аулам, выступали на ярмарках, праздниках, родовых поминках (ас) и др. Поэзия жырши выражала идеи казахской государственности. В 18 в. широкое распространение получили песни и исторические сказания о войне с Джунгарским ханством. Широко распространён айтыс – форма музыкально-поэтических и спортивных состязаний. Среди крупнейших представители казахского устного творчества: акыны – Акан Серэ, Балуан Шолак, Суюнбай Аронулы, Турмагамбет Изтилеулы, Иса Байзаков, Мухит Мералиев; кюйши – Ыкылас Дукенулы, Курмангазы, Байжигит, Даулеткерей, Казангап Тлепбергенов, Таттимбет Казангапулы, Дина Нурпеисова, Рустамбек Омаров.
Сольное вокальное и инструментальное исполнительство характерно как для народной, так и для профессиональной традиции (ансамблевое музицирование для казахов нетипично). Среди народных песен: обрядовые (календарные, в том числе типа колядок, исполнявшиеся во время Ноуруза; заклинания, в том числе призывы дождя в засуху; песни врачевательных обрядов, в том числе женские заклинания – бедик), трудовые (песни пастухов, табунщиков, ямщиков, сопровождающие домашние работы женские песни), семейно-бытовые (колыбельные, детские, шуточные, песни молодёжных игр и др.). Цикл свадебных песен включал прощальные плачи невесты (сынсу), хоровые унисонные песни гостей (жар-жар), назидательные песни невесте у юрты жениха (беташар). Похоронные и поминальные плачи (жоктау) нередко исполнялись профессиональными плакальщицами. Значительное место в казахской культуре занимают лирические песни (в том числе любовные), для которых характерны большой (свыше октавы) мелодический диапазон, распевность, сложная ритмика, куплетное строение. Исторические песни (большей частью речитативные) поются в сопровождении домбры, наиболее известная среди них – «Елим-ай» («О, моя родина», о джунгарском нашествии 1723 г.). Исторический сюжет может излагаться в виде рассказа, после которого исполняется инструментальная пьеса – кюй. Эпические сказания (жыр) исполняются разными способами (но непременно в сопровождении домбры либо кобыза, а с конца 19 в. также 2-рядной гармоники – сырнай): в напевно-речитативном стиле [терме, желдирме (букв. – бег коня рысью); используются и в других песенных жанрах]; в виде повествования, перемежаемого вокальными или инструментальными фрагментами (в последних может изображаться скачущий на коне батыр, голоса животных и т. п.); в виде пересказа содержания эпического сказания, за которым следует длинный кюй. Ладовая основа казахской музыки – диатоника, встречается пентатоника. Классика казахского профессионального устного творчества – сольный репертуар домбры и кобыза. Другие музыкальные инструменты: пастушья продольная флейта сыбызгы, варган шан кобыз. В ритуалах шаманов применялся кобыз и жезл с металлическими подвесками.