Бахтиары
Бахтиа́ры (самоназвание – бахтияри, перс. مردم بختیاری ,ایل بختیاری), народ, проживающий на юго-западе Ирана [компактно – в останах (провинциях) Чехармехаль и Бахтиария, Исфахан, Хузестан, Лурестан, дисперсными группами – в останах Тегеран и Хорасан-Резави]. Численность около 1,3 млн человек (оценка 2021, официальные данные отсутствуют). Говорят на бахтиарских диалектах лурского языка юго-западной подгруппы иранских языков, грамотность – на персидском языке. Исповедуют ислам (шиизм).
Исторический очерк
Происхождение и становление бахтиарской общности (до 17 в.)
Первым этапом этногенеза бахтиаров и соседних народов (курдов и луров) стало освоение Загроса в раннем железном веке носителями индоиранских языков (ариями) и ассимиляция ими местного доиндоевропейского населения (т. н. загро-эламской общности – предположительно носителей диалектов, родственных эламскому языку), от которого их потомки (западные ирано-арийцы) унаследовали антропологический тип (понто-загросский балкано-кавказской расы) и хозяйственно-культурный тип (вертикальный, или горный, номадизм).
В 13 – 1-й четверти 15 вв. областью Большой Лур, отделённой от Малого Лура рекой Абе-Диз, управляли атабеки из династии Хазараспидов – по происхождению курды из Сирии. К востоку от верхнего течения реки Карун располагалась их столица Идадж (позднее Маламир, от Мал-Амир, буквально – эмирский стан), с цитаделью в Монгаште. Они обустроили караванную дорогу через Загрос, отдельные участки которой под названиями «Атабекская дорога» (Джаддэ-йе атабак, перс. جاده اتابک), или «Султанский путь» (Рах-е солтан, перс. راه سلطان), сохранились до середины 20 в. В 1424 г. взятие Идаджа Тимуридом Шахрухом положило конец хазараспидскому атабекству, а сам город и его цитадель запустели.
После периода упадка в 15–16 вв. Большой Лур образовал ядро Бахтиарии (перс. خاک ایل بختیاری – земля бахтиарского иля – племенной конфедерации). Эпитет «бахтияр» (перс. بختیار – удачливый) как этноним впервые встречается в хрониках эпохи Сефевидов. Тогда же окончательно сложился ареал конфедерации-иля (примерная площадь 75 тыс. км2) – между Боруджердом на севере, Шуштером на западе, Исфаханом на востоке и Бехбеханом и Рамхормозом на юге.
К первоначальной основе иля – племенам, которые якобы пришли в 12–13 вв. из Курдистана и Леванта, постепенно присоединялись отдельные роды арабов и луров, а также тюркоязычных афшаров, позднее кашкайцев. К началу 18 в. выделились бинарные фратрии (дословно «части» – бахш, или кисмат): на севере – хафтленг, преимущественно кочевые, на юге – чахарленг, преимущественно оседлые. Их возглавляли ханы, которые чередовались на двухлетние сроки в качестве вождей всего союза (ильхани) и их заместителей (ильбеги).
Бахтиарская племенная конфедерация в 18–19 вв.
В 1730-е гг. Надир-шах разгромил бахтиаров и переселил их в Хорасан (район Нишапура, Гонабада, Кашмера), но его наследники в конце 1740-х гг. признали хана хафтленгов Абуль-Фатха наместником (беклербеком) Исфахана. В 1750 г. хан чахарленгов Али Мардан с помощью Карим-хана Зенда сначала принудил Абуль-Фатх-хана провозгласить марионеточного Сефевида – Исмаила III, а затем, воспользовавшись отлучкой Керим-хана, ослепил и казнил его. В 1751 г., сделав наместником-беклербеком своего двоюродного брата, Али Мардан отправился на покорение Фарса. Пользуясь этим, Карим-хан вернулся в Исфахан и взял Исмаила под свою опеку, а к 1758 г. разгромил чахарленгов и частично переселил их в окрестности Кума.
В 1793 г. Ага Мохаммад-хан Каджар разбил бахтиаров и распределил их по округам Тегерана, Кума и Фесы. Однако в 1830-е гг. они сплотились вокруг выборных ханов вначале чахарленгов (во главе с отделом киян-эрси), затем – хафтленгов (во главе с отделом доураки), которые утверждались Фатх Али-шахом взамен на ежегодную уплату податей. После убийства около 1837 г. хафтленгского хана Джафар-Коли его сын Хосейн-Коли поступил на службу к исфаханскому беклербеку Манучехру и оказал ему помощь против чахарленгского хана Мохаммада Таки, которого Мохаммад-шах в 1841 г. объявил мятежником (ягы).
Арест Мохаммада Таки-хана и его смерть в заточении (1851) расчистили для Хосейн-Коли-хана Доураки путь к верховной власти над бахтиарами, племена которых он одно за другим принуждал к покорности, не останавливаясь перед самыми жёсткими мерами. Предприимчивый и одарённый (известный в том числе как поэт, пишущий на родном диалекте), он в качестве «правительствующего наместника» (наэб-оль-хокумэ) укрепил свои позиции участием в англо-иранской войне 1856–1857 гг. Благосклонность Насер-од-Дин-шаха принесла ему в 1862 г. назначение «надзирателем» (назем) бахтиарского иля, а в 1867 г. – ильхани.
Растущая самостоятельность Хосейн-Коли Доураки и подготовка им многочисленного конного ополчения создали угрозу его сближения с Англией (переговоры с агентами Индия-офис и транспортной компанией Gray Mackenzie). Это обеспокоило дядю и сына шаха – правителей (вали) вилайетов Фарс и Исфахан – Фархад-мирзу и Зелль-ос-Солтана Масуд-мирзу. В 1879 г. шах Насер-од-Дин под предлогом мелиорации и дорожного строительства в Ахвазе прислал для сбора сведений о бахтиарских силах инженера Наджм-оль-Молька.
В 1882 г. Зелль-ос-Солтан пригласил ильхани Хосейн-Коли и его двух сыновей – старшего, бригадного генерала (сартип) Эсфандияра, и младшего, полковника (сарханг) Хаджи Али-Коли, – на парад в своей резиденции, где братьев поместили в заточение, а отца отравили. На свободе оставались средний и самый младший сыновья убитого – Наджаф-Коли и Хосроу. Иль возглавил его сводный брат, Эмам-Коли-хан Доураки.
В 1883 г. сарханга Хаджи Али-Коли выпустили из заключения по ходатайству министра юстиции Амин-ос-Солтана Али Асгар-хана и перевели в Тегеран, назначив с чином сартипа командовать конной сотней бахтиарской гвардии. В 1888 г. иль изъяли из ведения Масуд-мирзы, а в должности ильхани Эмам-Коли Доураки сменил его брат Реза-Коли; сартип Эсфандияр-хан вышел на свободу и получил должность ильбеги и почётное прозвание (лакаб) Сардар-е Асад.
Весной 1890 г. Эмам-Коли-хан был вновь назначен ильхани, сартип Сардар-е Асад Эсфандияр-хан – утверждён в достоинстве ильбеги, а Реза-Коли-хан – поставлен управителем Чехармехаля. Однако уже весной 1892 г. беклербек Арабистана (ныне остан Хузестан) заключил Эмам-Коли и Реза-Коли Доураки в темницу при своей резиденции в Шуштере, а сартипа Сардар-е Асада Эсфандияра сделал ильхани. Заключённые ханы просили видного муджтахида из Исфахана Наджафи ходатайствовать за них перед Амин-ос-Солтаном Али Асгар-ханом, который теперь занимал пост садразама. К ним на подмогу выехали молодые бахтиарские ханы из шахской свиты. Посредничество взял на себя Реза-Коли-хан Доураки.
Весной 1893 г. иль бахтиаров вернулся в ведение Масуда как исфаханского вали. Эмам-Коли, благодаря покровительству садразама Амин-ос-Солтана Али Асгар-хана, восстановили в статусе ильхани, а Наджаф-Коли-хан стал ильбеги и управителем Чехармехаля с лакабом Самсам-ос-Салтанэ.
В 1894 г. дяди и племянники заключили соглашение, которое, в интересах баланса сил внутри иля, устанавливало очерёдность в смене власти двух родственных семейств «великих ханов» (хаванин-е бозорг). К первому (Ильхани) принадлежали сыновья Хосейн-Коли – Сардар-е Асад Эсфандияр, Самсам-ос-Салтанэ Наджаф-Коли, Хаджи Али-Коли и Хосроу (с 1909 носивший лакаб Сардар-е Зафар). Ко второму (Хаджи-Ильхани) – Эмам-Коли и его сыновья: Сепахдар Мохаммад Хосейн, Шехаб-ос-Салтанэ Голам-Хосейн (с 1909 – Сардар-е Мохташам), Сарем-оль-Мольк Насир (с 1909 – Сардар-е Джанг), Шоджа-ос-Солтан Лотф-Али (с 1909 – Амир-е Мофаххам), Солтан Мохаммад (с 1909 – Сардар-е Ашджа) и Мохаммад Реза (с 1909 – Сардар-е Фатех).
За равновесием сил следили «приверженцы» (бастэган) – соплеменники каждого из семейств. В 1895 г. Эмам-Коли под давлением Зелль-ос-Солтана уступил ильханство сартипу Эсфандияру. В 1896 г., во время беспорядков в столице после убийства шаха Насер-од-Дина, сартип Хаджи Али-Коли доказал свою преданность садразаму Амин-ос-Солтану Али Асгару, но с воцарением Мозаффар-од-Дин-шаха его покровителя выслали в Кум, а он сам лишился поста и удалился в Бахтиарию.
Сартипы Эсфандияр и Али-Коли и Сепахдар Мохаммад Хосейн-хан, вынужденные признать верховенство арабистанских беклербеков, всё чаще опирались на поддержку Британской империи. В 1897 г. Мозаффар-од-Дин позволил им наладить дорожное сообщение между Шуштером, Ахвазом и Исфаханом: англичане навели железные подвесные и каменный мосты через реки Карун и Базофт, а английская судовая компания Lynch организовала перевозки грузов через Маламир и Ардаль (ныне в остане Чехармехаль и Бахтиария). В 1898 г., с возвращением Амин-ос-Солтана Али Асгара на пост садразама, сартип Хаджи Али-Коли-хан вернулся в Тегеран.
Бахтиары в 20 в.
После кончины Эмам-Коли в 1900 г. Сардар-е Асад стал полновластным ильхани. Сартип Али-Коли-хан через Британскую Индию и Египет выехал в Европу, где установил контакты с западной элитой (в Лондоне – участие в похоронах королевы Виктории, в Париже – знакомство с масонством). В 1902 г. он вернулся на родину, где со смертью старшего брата в 1903 г. унаследовал его лакаб (Сардар-е Асад II). Однако, не желая командовать гвардией Эйн-од-Доуле Каджара, который сменил Амин-ос-Солтана на посту садразама, сартип Али-Коли вскоре вновь покинул Иран.
Между тем сан ильхани перешёл сначала к Мохаммаду Хосейн-хану, а после его смерти в 1905 г. – к Самсам-ос-Салтанэ Наджаф-Коли-хану. Пост ильбеги достался Шехаб-ос-Салтанэ Голам-Хосейн-хану. В том же 1905 г. семейства Ильхани и Хаджи-Ильхани, по договору, в обмен на субсидии, уступили под промыслы Англо-Персидской нефтяной компании (позднее – Англо-Иранская нефтяная компания) часть своих владений в Месджеде-Солеймане и Мейдане-Нефтуне, обещав также обеспечивать их безопасность.
В ходе Иранской революции 1905–1911 гг. Ильхани поддержали конституционное движение, но Хаджи-Ильхани придерживались в основном монархистской ориентации. После провозглашения конституции 1906 г. Сардар-е Асад II Хаджи Али-Коли-хан прибыл в Тегеран, но столкнулся с недоверием престолонаследника (вали‘ахд) Мохаммад Али-мирзы (будущий Мохаммад Али-шах). Он предпочёл вторично выехать в Европу, где продолжал укреплять связи с иранскими политэмигрантами.
Вали'ахд, который в 1907 г. занял престол, благоволил Хаджи-Ильхани. Ещё ранее Сарем-оль-Мольк Насир-хан и Шоджа-ос-Солтан Лотф-Али-хан в разное время командовали его гвардией, а теперь он поставил Шехаб-ос-Салтанэ Голам-Хосейна главой иля вместо Самсам-ос-Салтанэ, которого в 1908 г. отстранили и от управления Чехармехалем.
В мае 1909 г. Самсам-ос-Салтанэ, следуя указаниям брата, поступавшим из эмиграции, вступил в контакт с муджтахидом Наджафи, который встал на сторону конституционалистов. При поддержке сына Реза-Коли-хана, Заргам-ос-Салтанэ, он собрал конное ополчение и занял Исфахан. В июне новый шах вернул Шехаб-ос-Салтанэ на должность ильбеги, попытался заручиться поддержкой Амир-е Мофаххама Шоджа-ос-Солтана Лотф-Али-хана и Сардар-е Зафара Хосроу-хана, а Сардар-е Ашджа Солтан Мохаммад-хана во главе лояльных ему бахтиаров отрядил против их мятежных родственников. В июле Самсам, Сардар-е Асад II Хаджи Али-Коли и его сын Сардар-е Бахадор Джафар-Коли выступили на Тегеран. Поскольку братья Хаджи-Ильхани, во главе с Амир-е Мофаххамом Шоджа-ос-Солтаном Лотф-Али, отказали им в поддержке, они соединили усилия с революционерами из Гиляна, которые в те же дни двигались на столицу с севера.
После свержения шаха Мохаммада Али братья Ильхани оказали решающее влияние на формирование конституционалистских кабинетов, в первом из которых Сардар-е Асад II Али-Коли-хан получил портфель министра внутренних дел, а во втором – военное министерство. Сардар-е Бахадор Джафар-Коли-хан, как член революционного суда, соединив силы с дашнаком Е. Давтяном (Ефрем-хан) – главой полицейской службы нового режима, подавлял сопротивление как слева (радикальные конституционалисты), так и справа (монархисты – приверженцы Мохаммада Али).
В 1912 г. повторное соглашение между Ильхани и Хаджи-Ильхани закрепило порядок очерёдности между ними, который сохранялся до 1956 г. На протяжении Первой мировой войны ильхани считался Сарем-оль-Мольк Насир-хан Сардар-е Джанг. Самсам-ос-Салтанэ в середине – конце 1910-х гг. занимал посты премьер-министра (дважды – в 1911–1913 и 1918) и военного министра. Почти исключительно бахтиарские ханы сменялись и на посту генерал-губернатора Исфахана (1909–1910, 1911, 1912–1913, 1921–1922 – Сардар-е Ашджа, в 1910–1911 – Сардар-е Зафар, в 1913–1915 – Самсам-ос-Салтане, в 1917, 1920–1921 – Сардар-е Мохташам, в 1917–1920 – Сардар-е Джанг, в 1921 – Сардар-е Фатех, который в 1914 был также губернатором Йезда). Джафар-Коли-хан, который после смерти отца в 1917 г. унаследовал его лакаб (Сардар-е Асад III), в 1919–1920 гг. управлял Керманом, затем непродолжительное время – Хорасаном, где был призван заменить Самсама. В 1921 г. Великобритания рассчитывала сделать Бахтиарию центром федерации «южных племён» Ирана, которую собиралась противопоставить влиянию большевиков в Тегеране.
В 1925–1926 гг. курс Реза-шаха Пехлеви на разоружение и насильственный перевод бахтиаров на оседлость вызвал их вооружённое сопротивление, против которого власти с 1928 г. приняли самые жёсткие меры. Сардар-е Фатех Мохаммад Реза-хан, который в 1930 г. стал ильхани, но вскоре выехал в Тегеран, в 1933 г. подвергся тюремному заключению. Та же участь постигла Сардар-е Асада III Джафар-Коли, который благодаря своей лояльности Реза-шаху ранее вошёл в правительство как военный министр. Оба в 1934 г. были казнены.
С конца 1920-х гг. открытие автомагистрали Хорремшехр – Тегеран и прокладка Трансиранской железнодорожной магистрали, маршруты которых легли в обход бахтиарских земель, дополнительно способствовали их маргинализации. По путям перекочёвок размещались армейские подразделения, а управление племенами передавалось офицерам. Соплеменникам воспрещалось носить национальный костюм и отпускать бороды, взамен вводилась европейская мода, ношение пиджака, брюк и кепи (колах-е пахлави).
Голам-Хосейн-хан (по два раза занимавший посты ильхани и ильбеги между 1905 и 1921) и Лотф-Али-хан (ильхани в 1930–1933) не пострадали от репрессий, но в 1933 г. использование титулов ильхани и ильбеги попало под запрет. В 1935 г. Маламиру было возвращено историческое название Изе, а в 1936 г. бахтиарский этнический ареал разделён между двумя провинциями – Исфахан и Хузестан. В 1943 г. была создана особая административно-территориальная единица – Чехармехаль и Бахтиария, куда Мохаммад Реза Пехлеви назначил генерал-губернатором единственного сына Самсама – Мортаза-Коли-хана, который в 1945 г. ушёл в отставку, а в 1946 г., вместе со своими шуринами – кашкайскими вождями, руководил автономистским «Южным движением», инспирированным британцами.
Хотя «Южное движение» потерпело неудачу, а должность ильхани перешла от Мортаза-Коли к его двоюродному брату Аболь-Касем-хану, благодаря послаблениям, полученным от нового шаха, стал возрождаться прежний быт бахтиаров, на который тем не менее накладывались определённые ограничения. Доля кочевников в их составе теперь не превышала ⅓, и маршруты перекочёвок согласовывались с провинциальной администрацией. С них стали взиматься налоги, детей помещали в учебные заведения, а молодёжь призывалась на срочную службу в вооружённые силы.
В эпоху Пехлеви интенсифицировался приток бахтиаров в города (Исфахан и др.). Урбанизация затрагивала прежде всего либо богатейшую их прослойку – крупных землевладельцев-абсентеистов, которые чередовали проживание в современных апартаментах и виллах и за рубежом (в основном на Западе), а управление своими имениями поручали агентам (мирза), либо беднейшую – обезземеленных соплеменников, вынужденных работать на нефтепромыслах.
Бахтиарская знать активно участвовала в государственном управлении и культурной жизни на постах губернаторов, министров и высшего армейского командования. Несмотря на отмену в 1949 г. должности ильхани, а в 1956 г. – титула хана, она только укрепила своё влияние, пользуясь ослаблением своих кашкайских соперников. Семьи Ильхани и Хаджи-Ильхани получили компенсацию за убытки, понесённые в связи с национализацией нефтяной индустрии при Мохаммаде Мосаддеке. Их молодёжь отправлялась на учёбу в Европу и Америку, а по возвращении пополняла ряды новой национальной элиты.
Для начала 1950-х гг. показательна карьера двух внуков Самсама – двоюродных братьев и ровесников (1914 г. р.) Теймура и Шапура Бахтиаров. Теймур, выпускник училища Сен-Сир, на посту военного губернатора Тегерана руководил репрессиями против сторонников Национального фронта (НФ), объединявшего либеральную оппозицию монархическому режиму. В 1957 г. он стал организатором шахской контрразведки САВАК. Шапур Бахтияр, сын Сардар-е Фатеха Мохаммада Резы, выпускник Сорбонны, сочувствовавший Движению Сопротивления, после Второй мировой войны возглавлял студенческую организацию НФ, а в начале 1950-х гг. входил в сформированное им правительство. Сын Сардар-е Асада I Эсфандияр-хана, Халиль, получивший образование в Германии, в феврале 1951 г. сделался тестем Мохаммада Реза-шаха, который назначил его послом в ФРГ. Его дочь, Сорайя Эсфандияри, стала одной из самых ярких фигур в светской жизни Тегерана 1950–1960-х гг.
Принятый в рамках «Белой революции» закон о поземельной реформе 1962 г. с поправками от 1963 г., ограничивавший крупное землевладение, открыто игнорировал существование номадов или племён как таковых, но бахтиаров затронул в наименьшей степени, поскольку владения их элиты лежали за пределами кочевий иля. Однако национализация пастбищных угодий положила начало глубинной трансформации их социума: необрабатываемые земли подлежали конфискации, не могли использоваться без особого разрешения на выпас (джаваз-е алафчар), которое выдавалось только индивидам после расчёта численности стада, находящегося в их собственности, и растительного покрова конкретного участка, при условии выплаты налога с поголовья.
Чтобы закрепить за собой прежние территории, многие бахтиары спешно распахивали их, и увеличение нагрузки на угодья, оставшиеся пастбищными, грозило экологическим кризисом. Введённые тогда же ограничения на владение рогатым скотом подорвали традиционные представления о состоятельности и престиже: ставка по козам пятикратно превышала ставку по крупному рогатому скоту и десятикратно – ставку по овцам. Значительно ускорился исход бедноты на низкооплачиваемые работы в нефтяной и агропромышленной индустрии Хузестана и сталелитейные предприятия Арьяшехра (близ Исфахана). Наследственная знать – калантары и кадхода – в изменившихся условиях, лишившись прав на многочисленные стада, взяла на себя функции посредников и подрядчиков при крупных компаниях и государственных ведомствах.
В 1970-е гг. кочевому образу жизни оставалась верна только ⅕ бахтиарского иля. В 2000-х гг. эта доля составляла уже ⅒, а более половины бахтиаров проживало в городах. Исламская революция в Иране 1979 г., в которой бахтиарские массы не приняли участия (хотя Ш. Бахтияр в 1979 занимал пост премьер-министра), быстро внесла изменения в социально-экономическую структуру иля. Первые годы, последовавшие за ней, ознаменовались, как и в других зонах расселения илятов, возрождением номадизма, отчасти обусловленным продовольственным дефицитом, который сделал необходимым самообеспечение (прежде всего мясо-молочной продукцией).
По инициативе Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) в каждой тире создавались «племенные советы», которые демократизировали управление и оттеснили калантаров и кадхода. В рамках «строительного джихада» (джехад-е сазандеги) с середины 1980-х гг. Бахтиария начала покрываться дорожной сетью (автотрасса Изэ – Исфахан и др.), обеспечиваться электроэнергией (в верхнем течении реки Карун поставлена гидроэлектростанция), радиотелефонной связью и образовательной инфраструктурой. Возникла производственная и потребительская кооперация.
Этнографическое описание
Основное традиционное занятие – кочевое и полукочевое скотоводство (черношёрстные козы, овцы и лошади местных пород), дополняемое земледелием (пшеница и ячмень; на зимовках – озимые посевы, на летовках – озимые и яровые).
Делились на 2 фратрии-бахш: хафтленг и чахарленг. В бахш хафтленг входили 55 племён (тайфа), объединённых в 4 «отдела»-баб (доураки, бавади, бахтиарванд, динарани), с зимовьями между городами Дизфуль и Баге-Мелек и летовьями между Семиромом, До-Пуланом и Шехрезой. К бахшу чахарленг относились 24 племени, объединённые в 5 «отделов» (канурси, мугуи, залеки, махмуд салех, мимванд), с зимовьями между Баге-Мелеком и Агаджари и летовьями между Шехре-Кордом и Хурсар. При сезонных перекочёвках (амплитудой до 300 км) пути обоих бахшей пересекались.
В каждом племени родственные объединения семей (таш), совместно выпасавшие скот, составляли единое становище (моль, или кейтуль); палатки располагались обычно полукругом с шатром главы моля – «белобородого» (ришсефид) – в центре. Становище-моль разбивалось в долинах по 20–30 шатров или в пещерах – по 3–4 шатра. До 20 в. сохранялись неразделённые семьи (до 60 человек), родовая взаимопомощь, кровная месть, иногда заменяемая выкупом (хунбаха), обычай гостеприимства.
Перекочёвки (бар) на узкие высокие пастбища (джаваргах) летовий Загроса и на зимовья Хузестанской низменности (амплитуда до 300 км) совершались в марте – апреле (длительностью от 2 недель до 1,5 месяцев) и сентябре – октябре (длительностью от недели до месяца). Миграция предполагала преодоление горных перевалов и стремительных рек, в том числе реки Карун – самого полноводного потока в пределах Ирана – при помощи плотов и надутых бурдюков. Весной она совпадала с периодом таяния снегов на ледниках массива Зердекух, откуда берёт начало большинство загросских потоков, и могла сопровождаться несчастными случаями и потерями (порой весьма чувствительными) скота и прочего имущества.
Кочевое и полукочевое скотоводство обусловливало и основу рациона – молоко, овечий сыр, топлёный жир, баранина. Продукция земледелия (зерно) обычно покупалась на сельских рынках, выменивалась или взималась в качестве дани с зависимых крестьян, возделывавших пшеницу и ячмень. В 19 в. развилось сезонное землепашество (на зимовках – озимые посевы, на летовках – озимые и яровые). Важное место в экономике до начала 20 в. занимали сбор пошлин с караванов и набеговая система, после – товарное земледелие (опийный мак, табак, которым, в частности, залеки снабжали весь Хузестан, хлопок).
Женщины у бахтиаров, как и у других иранских номадов, не закрывали лица и не знали гаремного затворничества: не уступая в искусстве конной езды и владении огнестрельным оружием, они помогали мужчинам в военных вылазках и оборонительных боях. Их социальный статус был выше, чем у крестьян и горожан персов и азербайджанцев.
Разводы считались большой редкостью. Жёны ханов и калантаров («госпожи» – биби) в их отсутствие выносили решения по вопросам управления племенем (тайфа) и рода (таш), которые принимались подвластными. Их дочери обычно получали начальное образование.
Ручной труд считался презренным, кроме ковроделия, которым до 1930-х гг. занимались даже биби, выделывавшие, в частности, высоко ценившиеся ковры («господская пряжа» – бибибаф); ткались также перемётные сумы (хурджин), вьюки (малбанд), мешки (танг), паласы (килим). Ремесленники, занятые в других производствах, могли сопровождать иль при его перекочёвках или посещать его становища, но воспринимались соплеменниками как «чужбинные» (горбати). К ним относились сапожники (гивакаш), делавшие кожаные и полотняные чувяки (гиве), валяльщики (неметмал), кузнецы (ахангар), плотники (тахткаш), музыканты (тушмал), цирюльники (даллак), портные (хайят), а также цыгане (коули), производившие сита, гребни, прялки и т. п.
Жилище кочевников – шатёр или палатка из чёрной козьей шерсти (бохон); полукочевников – шалаши (капар); оседлых – глинобитные (ту) и каменные (лир) дома, уступами расположенные по горным склонам. Оседлые поселения Кервенда, Ферейдана и Чехармехаля окружались стенами с башнями.
Традиционная одежда сходна с персидской; типичны мужская войлочная шапка (колах-е хосрави), сходная с лурской, белая шерстяная туника с вертикальными синими полосами (чуха) и просторные шаровары (томмун). Женщины одеваются в короткие рубахи, пёстрые шали, несколько (обычно 4) широких и длинных юбок разных цветов, носят украшения – мониста, кольца, браслеты. Характерна женская причёска – два выпущенных спереди локона, связанные узлом под подбородком.
Специфична предродовая, свадебная и погребальная обрядность. При каждом племени ещё в середине 20 в. жил знахарь, лечивший травами и заклинаниями. Бахтиарский фольклор близок к персидскому, но своеобразны песни – любовные, обрядовые, шуточные. Музыкальные инструменты – духовые, язычковые, мембранофоны. Мужские танцы – круговые (хоровод – чапи, в котором могут участвовать и женщины) и парные с палками (имитирующие борьбу).
С иранскими бахтиарами не следует смешивать одноимённую родовую группу хазарейцев в Афганистане.