#Экономические отношения
Экономические отношения
Тег

Экономические отношения

Экономические отношения
Найденo 7 статей
Орудия труда, предметы быта
Безмен
Безме́н, инструмент для измерения веса, тип неравноплечных ручных весов, представляющий собой деревянный или металлический стержень, на одном конце которого находится противовес, а на другом – крючок, чашка или платформа для груза. Вдоль стержня располагается шкала измерений; по ней перемещается в поисках точки равновесия верёвочная, кожаная или металлическая петля, верхний конец которой держится рукой. На территории европейской части России появился около 11 в. В 19–20 вв. «русские» безмены в сельской местности начали вытесняться «римскими» безменами разных типов, а также пружинными весами и постепенно вышли из употребления. Во 2-й половине 20 – начале 21 вв. словом «безмен» часто обозначают любые ручные весы (рычажные, пружинные и электронные) с крюком или петлёй.
Безмен
Социальные институты
Кула
Ку́ла, система ритуального обмена в восточной части Новой Гвинеи. Объектами обмена служат ценные предметы ваигу’а: ожерелья из красных раковин соулава (вейгун) и наплечные браслеты из белых раковин мвали. В рамках обмена кула участники совершают длительные путешествия на лодках, вся сеть маршрутов образует подобие гигантского круга чуть меньше 800 километров в диаметре (круг кула). По часовой стрелке по кругу двигаются ожерелья соулава, а против – браслеты мвали. Кула была описана Б. Малиновским (1922), А. Вайнер (1992) М. Моско (2017), С. Кюлинг (2017). Кула является классическим примером дарообменной экономики. Этнографические наблюдения в области функционирования системы обмена кула используются в археологии для интерпретации перемещения предметов в древности на дальние расстояния.
Карта обмена кула
Социальные институты
Моитара
Моитара́, праздник торгового обмена у народов шингуано. Один из важнейших ритуалов шингуано, наряду с другими церемониями формирующий культуру народов, проживающих в Парке коренных народов Шингу (Бразилия). Этнографическим аналогом моитара в Амазонии является юрупари, в Меланезии – кула. Обмен происходит как внутри деревни, так и между поселениями. Моитара предполагает прежде всего обмен изделиями традиционной материальной культуры (керамическая посуда, гамаки, корзины; украшения из перьев, речных раковин, бисера, пояса из когтей ягуара; оружие – луки и стрелы; соль), современными промышленными товарами (мыло, хлопчатобумажные ткани, одежда), а также животными, в особенности собаками. В 21 в. моитара выходит за границы культуры шингуано и практикуется также другими этническими общностями (каяби, журуна, суйя) в Парке коренных народов Шингу. Может происходить между коренными и некоренными народами.
Женщины шингуано во время ритуального обмена моитара. Бразилия, Парк коренных народов Шингу, община Пиюлага. 2011
Социальные институты
Грейтмен
Грейтме́н, один из видов лидеров в папуасских обществах. Отличается от бигмена тем, что связан с другими людьми отношениями, которые основаны на принципе талиона, или идентичного возмещения, в то время как отношения бигмена с другими людьми основываются на возмещении объекта равными по ценности (например, выплата за невесту украшениями из раковин). Термин введён М. Годелье на основании изучения социальных отношений у папуасов баруйя.
История
Социальные институты
Кочевничество
Коче́вничество (номадизм; от греч. νομάς, род. падеж νομάδος – пастух, скотовод, кочевник), образ жизни, основанный на периодических перекочёвках. Как правило, термин «кочевничество» применяется к обществам, занимающимся экстенсивным скотоводством; иногда он относится ко всем, кто ведёт подвижный образ жизни, включая бродячих охотников-собирателей, подсечных земледельцев, «морских кочевников» оранг-лаутов Юго-Восточной Азии, мигрирующие этнические группы (например, цыган) и др. В 21 в. кочевой образ жизни ведут около 35–40 млн человек в Северной, Центральной и Внутренней Азии, на Ближнем Востоке, в Африке. В Казахстане, Киргизии, Монголии, Нигере, Сомали, Мавритании и др. кочевники составляют значительную часть населения.
Коновязь. Зимняя стоянка Арауроо, Бурятия (Россия). 1999