Скифо-сибирский звериный стиль
Ски́фо-сиби́рский звери́ный стиль, звериный стиль 8 – начала 3 вв. до н. э., характерный для «скифо-сибирского мира». Представлен главным образом в оформлении конского снаряжения, оружия, элементов одежды; в Азии также известны изображения на скалах и оленных камнях. Основные образы: благородные олени и другие копытные животные; хищные звери; птицы (в основном хищные); синкретические существа (грифоны, крылатые львы, барано-птицы и др.) – в строго определённых позах (свернувшийся в кольцо хищник, олень в жертвенной позе) и композициях (сцены преследования, терзания, поглощения и др.). Показательно акцентирование (посредством рельефного выделения и обрамления, преувеличения относительно естественных пропорций, «вписывания» изображения другого животного в часть тела основного образа и др.) или обособление частей, символизирующих важные качества, – органов чувств (глаза, ноздри, пасть, уши), поражения (зубы, лапы, когти, клюв, рога), движения (лопатки, бёдра, крылья, копыта). Изначально преобладает моделирование тела и основных деталей сходящимися под углом плоскостями, свойственно тяготение к двухмерности и профильности, предпочтение к технике рельефа; образу или деталям присуща определённая геометричность.
Скифо-сибирский звериный стиль отражает идеологию преимущественно ираноязычных кочевников – скотоводов и воинов, а именно культы огня, коня, солнца, троичную модель мироздания (верхний мир обозначали птицы, средний – копытные, нижний – хищники и синкретические существа, последние также объединяли верхний и нижний миры). В его основе, возможно, заложены и более древние магические и тотемические представления. Выделяют локальные и хронологические вариации этого стиля: постепенно сюжеты и позы становятся разнообразнее, что связано с развитием в направлении бóльшей декоративности, трансформацией «канонических» мифологических основ, влияниями цивилизаций Востока, Древней Греции, фракийцев.