Тутси
Ту́тси (батутси, ватутси, туси, ватуси), статусная социальная группа в Бурунди и Руанде. Этнически относятся к руанда и рунди. Общая численность 4,3 млн человек (2022, оценка), в том числе в Бурунди – 1,8 млн человек, в Руанде – около 1,4 млн человек; по 0,5 млн тутси живёт в Уганде и в Демократической Республике Конго, свыше 100 тыс. человек – в Танзании (включая беженцев). Существует также небольшая диаспора тутси (не менее 30 тыс. человек) в странах Северной Америки, Западной Европы и в Австралии. Большинство верующих – христиане (католики и протестанты: англикане, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и др.), есть приверженцы традиционных верований.
Территория современных Руанды и Бурунди была заселена в эпоху палеолита, аборигенами региона считаются пигмеи-тва. К 11 в. с севера мигрировали бантуязычные предки хуту, вождества которых в 15–16 вв. были покорены тутси – высокорослыми эфиопоидными кочевниками-скотоводами (слово «тутси» означает «пастухи, скотоводы»), нилотами или кушитами. К 18 в. сложились централизованные раннеполитические образования («королевства») Руанда и Бурунди во главе с мвами, власть которых носила сакральный характер (все мвами были из среды тутси). Общество Руанды и Бурунди состояло из трёх эндогамных общностей, говоривших на одном языке, но отличавшихся друг от друга расовым обликом и преимущественной сферой деятельности, причём каждая из них имела разный социальный статус. Самый высокий статус имели тутси – скотоводческая аристократия, владевшая большими стадами и лучшими землями и имевшая более или менее выраженный эфиопоидный внешний облик. На следующей ступени стояли земледельцы хуту – типичные негроиды, находившиеся в зависимости от тутси и арендовавшие у них скот и землю. Самую низкую ступень в этой иерархии занимали пигмеи тва (батва) – охотники, гончары, а также слуги (как у тутси, так и у хуту). Эта кастоподобная система соподчинения, возникнув в 15 в., просуществовала до наших дней. Примерное соотношение тутси и хуту в разные периоды колебалось от 9 и 90 % до 14 и 85 %, тва всегда составляли 1–1,5 %.
Основу традиционной социальной организации составляют большесемейные общины и патрилинейные кланы, включавшие и тутси, и хуту, и тва. В колониальный период и после получения независимости социальная структура Руанды и Бурунди претерпела серьёзные изменения в плане социальной мобильности. Тутси, утрачивая привилегированное положение, становились хуту. В свою очередь, хуту, особенно занятые в производстве экспортных товарных культур (бананы, кофе, чай, табак), разбогатев или став чиновником, превращались в тутси. К тому же получили распространение смешанные браки, что привело к расовой однородности. В итоге тутси и хуту из этнорасовых общностей превратились в статусные (кастоподобные) социальные группы с тенденцией превращения в некие протофеодальные сословия. Однако в колониальный период в Руанда-Урунди были введены паспорта, в которых фигурировала графа с указанием «племенной» принадлежности к хуту или тутси, т. е. как к этническим общностям. Статусное деление стало пониматься как этническое. Таким образом, 2 основные социальные группы традиционного общества – руанда и рунди – тутси и хуту – усилиями колонизаторов превратились в «этнические группы», «народы», «племена» и даже «расы» (в отечественной научной литературе их ещё называли народностями), хотя их не разделяют ни лингвистические, ни этнокультурные, ни религиозные, ни территориальные признаки. Фактически, особенно после взаимных геноцидов тутси и хуту в Руанде в 1994 г., идёт процесс этнизации статусности (включая этническую самоидентификацию), когда конструируются новые идентичности с использованием неадекватной терминологии.
После обретения независимости в 1962 г. и разделения Руанды-Урунди на Руандийскую Республику и Королевство Бурунди тутси заняли доминирующее положение в Бурунди и, напротив, утратили его в Руанде, что привело в дальнейшем к взаимным геноцидам тутси и хуту в этих странах и к массовой эмиграции в Уганду, Танзанию и на восток современной Демократической Республики Конго (в основном в провинцию Южное Киву; конголезские тутси играли активную роль в гражданских войнах в ДРК и Руанде). В результате этнизация деления на тутси и хуту усилилась. В Бурунди в 1972 г. произошли массовые убийства хуту армией тутси (по официальным данным, общее число жертв оценивается в 15 тыс. человек, по данным хуту и исследователей – от 100 до 200 тыс. человек, около 200 тыс. хуту стали беженцами). В 1993 г. происходили массовые убийства тутси повстанцами-хуту – около 150 тыс. погибших. Оба геноцида описаны в докладе Международной комиссии по расследованиям в Бурунди и представлены Совету Безопасности ООН в 2002 г.
У соседних бантуязычных народов Межозерья (на юге Уганды) существуют аналогичные тутси статусные социальные группы: хима (бахима) у ньянколе и хума (бахума) у ньоро и торо. Ньянколе-хима играют заметную роль в современной политической жизни Уганды (с 1986 президентом страны является Й. Мусевени – ньянколе-хима по происхождению) и оказывают поддержку руандийским тутси, а беженцы-тутси из Руанды живут среди ньянколе-хима и торо-хума.