Карельская Римма Клавдиевна
Каре́льская Ри́мма Кла́вдиевна (16.4.1927, Калуга – 24.9.2014, Москва, похоронена на Переделкинском кладбище), российская артистка балета, педагог, народная артистка РСФСР (1967).
Окончив экспериментальный класс Московского хореографического училища (ныне Московская государственная академия хореографии) с пятилетним сроком обучения (класс М. А. Кожуховой, среди педагогов – Ю. Г. Кондратов, Б. Б. Борисов), в 1946–1973 гг. в Большом театре. Первая сольная партия – Русалка в хореографической сцене оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского (1946).
Постепенно заняла положение ведущей солистки. Репетировала под руководством М. Т. Семёновой, переняв её педагогический метод и став одной из её продолжательниц. Отличалась чёткостью исполнения, мощным прыжком, стремительным вращением, динамикой, смелостью волевой манеры. Среди лучших партий: Повелительница дриад («Дон Кихот» Л. Минкуса), Фея Сирени («Спящая красавица» П. И. Чайковского, балетмейстеры М. М. Габович, А. М. Мессерер; первая исполнительница партии в хореографической редакции Ю. Н. Григоровича 1963), Мирта («Жизель» А. Адана; исполнила эту партию на первых гастролях Большого театра в Лондоне в 1956 в ансамбле с Г. С. Улановой и Н. Б. Фадеечевым, спектакль снят английским ТВ). О выступлении артистки в рамках зарубежных гастролей писали: «Исполнительница партии Мирты Римма Карельская – редкая балерина… У неё огромный природный прыжок, которым она легко пересекает сцену; её руки изгибаются в тысяче совершенных по красоте линий» (цит. по: Тимофеева Н. Римма Клавдиевна Карельская // Советский артист. 1967. № 18–19. 12 мая. С. 3).
Первая исполнительница партии Царь-девицы («Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина, балетмейстер А. И. Радунский, 1960) и «Трагической поэмы» на музыку А. Н. Скрябина (1962, «Скрябиниана», балетмейстер К. Я. Голейзовский). В репертуаре также партии: Зима («Золушка» С. С. Прокофьева, балетмейстер Р. В. Захаров), 2-я вариация («Аистёнок» Д. Л. Клебанова, балетмейстеры Н. М. Попко, Л. А. Поспехин и Радунский), Фрески («Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи, балетмейстеры Т. П. Никитина, Поспехин, Радунский), 3 лебедя, Невеста и Одетта – Одиллия («Лебединое озеро» Чайковского, хореографическая редакция Мессерера; ведущая исполнительница этой партии на первых гастролях Большого театра в Лондоне в 1956; получила за её исполнение медаль Парижской академии танца С. Лифаря на гастролях Большого театра в Париже в 1958), Лирический («Мирандолина» С. Н. Василенко, балетмейстер В. И. Вайнонен), 3 нимфы (хореографическая картина «Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст», балетмейстер Л. М. Лавровский), сольная партия в хореографической сцене «Сады Наины» в опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (балетмейстер Захаров), 1-я и 2-я вариации, Клеманс и Генриетта, Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова, балетмейстер Лавровский), Рубин («Сказ о каменном цветке» Прокофьева, балетмейстер Лавровский), Персидка («Пляска персидок» в опере М. П. Мусоргского «Хованщина», балетмейстер Лавровский), Уличная танцовщица и 2-я вариация Гран-па («Дон Кихот» Минкуса), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, балетмейстер Захаров), Лауренсия («Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер В. М. Чабукиани), Вальс (хореографическая картина «Польский бал» из оперы Глинки «Иван Сусанин», балетмейстер Захаров), Заря («Коппелия» Л. Делиба, балетмейстеры Е. И. Долинская, Радунский), Служанка («Тропою грома» К. Караева, балетмейстер К. М. Сергеев, первая исполнительница в Большом театре, 1959), Солистка («Шопениана» на музыку Ф. Шопена), Царица бала («Медный всадник» Р. М. Глиэра, балетмейстер Захаров), Морская игла (хореографическая картина «Подводное царство» в опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко», балетмейстер Лавровский), Вальс («Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе, балетмейстер Лавровский), Гаянэ («Гаянэ» А. И. Хачатуряна, балетмейстер Н. А. Анисимова), Фрейлина («Подпоручик Киже» на музыку Прокофьева, балетмейстеры О. Г. Тарасова, А. А. Лапаури), Жар-птица («Жар-птица» И. Ф. Стравинского), Солистка («Класс-концерт» на сборную музыку, балетмейстер Мессерер), Одетта – Одиллия («Лебединое озеро» Чайковского, версия Григоровича), концертный номер «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса.
«Восхищает в Римме Карельской её замечательное отношение к своему искусству, – отмечала М. М. Плисецкая. – Для неё не существует партий главных и второстепенных. Каждое выступление для неё – спектакль, и она всегда танцует с полной отдачей» (Римма Карельская. Советский артист. 1965. 28 мая. С. 3).
В 1970–1974 гг. Карельская давала классы в ансамбле «Классический балет» (ныне Государственный академический театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва).
В 1974–2007 гг. педагог и балетмейстер-репетитор Большого театра, где под её руководством начинали свою карьеру М. А. Александрова, Н. Г. Ананиашивили; среди учениц – М. Е. Аллаш, Е. А. Андриенко, М. В. Былова, В. В. Козлова, Ю. А. Левина, Ю. Г. Малхасянц, И. И. Семиреченская.
Участвовала в возобновлении сцены «Польский бал» в опере «Иван Сусанин» Глинки (1997).
Юбилею Карельской были посвящены спектакли Большого театра «Дон Кихот» Минкуса (2002, 2022) и «Лебединое озеро» Чайковского (2007, Новая сцена, в главной партии – С. Ю. Захарова).
Награждена орденами «Знак Почёта» (1959), Трудового Красного Знамени (1976), Дружбы (2001).
Муж – солист Большого театра, педагог Московского хореографического училища Г. М. Евдокимов (1923–1994).