Ориентализм (в музыке)
Ориентали́зм (от лат. orientalis – восточный), в западноевропейской и русской музыке Нового времени – стилистические приёмы для создания условного восточного колорита.
Ориентализму предшествовало стилизованное либо карикатурное изображение «чужих» культур (один из первых примеров – «Еврейский танец» Г. Нейзидлера, опубликован в 1544). К «Востоку» композиторы обращались в основном начиная с барокко (опера-балет «Галантные Индии» Ж.-Ф. Рамо, 1735–1736; оркестровая сюита «Народы древние и современные» Г. Ф. Телемана, «Les Nations anciens et modernes», около 1721, и др.). «Восточный» колорит связывался с использованием ограниченного круга «экзотических» средств (развёртывание мелодии на фоне бурдона, отбивание ритма большим барабаном, «неправильная» гармония и др.), которые, однако, почти не отличались от любой другой локальной характерности (французский танец мюзет у Ф. Куперена, полонез у И. С. Баха, русская пляска в «Московитах» Телемана). В 18 в. распространилась музыка alla turca («в турецком стиле»), имитирующая в комическом виде звучание турецкого военного оркестра – с подчёркнуто маршевым ритмом, «примитивной» мелодикой и гармонией. Хрестоматийный образец – Рондо alla turca из клавирной сонаты В. А. Моцарта A-dur K331/300 (см. также «Янычарская музыка»).
Ориентализм в европейской музыке романтического стиля 2-й половины 19 – 1-й трети 20 вв. связывается с созданием музыкальными средствами богатого, но по-прежнему условного восточного колорита: ориентализму свойственна дистанцированность от национально определённых черт музыки. Ориентализм проникает в оперу – французскую лирическую, а также в «большую», историческую, комическую, сказочную; поводом для использования ориентального колорита оказывается сюжет или сюжетный мотив (часто лирический), в котором может эксплуатироваться едва ли не любая «восточная» тематика: библейская («Самсон и Далила» К. Сен-Санса, поставлена в 1877), условно арабская или персидская («Джамиле» Ж. Бизе, поставлена в 1872), цейлонская и индийская («Искатели жемчуга» Бизе, поставлена в 1863; «Лакме» Л. Делиба , поставлена в 1883), цыганская («Кармен» Бизе, поставлена в 1875), египетская («Аида» Дж. Верди, поставлена в 1871), половецкая («Князь Игорь» А. П. Бородина, поставлена в 1890), японская и китайская («Мадам Баттерфляй», поставлена в 1904; «Турандот» Дж. Пуччини, поставлена в 1926). В «большом балете» появляется традиция включать «восточные танцы» в дивертисмент; классические образцы – Арабский и Китайский танцы в балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского (впервые поставлена в 1892).
В русской музыке ориентализм нашёл выражение в балете («Раймонда» А. К. Глазунова, поставлена в 1898; «Красный мак» Р. М. Глиэра, поставлена в 1927), симфонических («Антар», «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова, «В Средней Азии» Бородина) и камерных (романсы «Грузинская песня» М. А. Балакирева, «Не пой, красавица, при мне» С. В. Рахманинова; оба – на стихи А. С. Пушкина) жанрах.
Основные средства, которыми композиторы пользуются для создания ориентального колорита: в мелодике – орнаментика, виртуозная колоратура (партия Шемаханской царицы в опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова), в гармонии – гемиолика и другие модализмы (вокальный цикл «Персидские песни» А. Г. Рубинштейна, «Два еврея» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского), в оркестровке – эффект звучания экзотических инструментов (колокольчики, арфа, специфические тембры духовых и др.), в фактуре – выдержанные звуки (органный пункт, педаль), разного рода остинато (Персидская пляска в опере «Хованщина» Мусоргского). Цитирование подлинных народных мелодий в условиях романтической гармонии также иногда использовалось для создания общего ориентального колорита (Персидский хор в опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, фантазия для фортепиано «Исламей» Балакирева).
В музыке конца 19 – 1-й половины 20 вв., созданной вне стилевых пределов романтизма, условность средств ориентализма сменилась тенденцией к аутентизму (например, у композиторов, связанных с импрессионизмом, неофольклоризмом), однако встречаются и отдельные проявления ориентализма, например в опере «Соловей» И. Ф. Стравинского, балетах «Синий бог» («индийская легенда») Р. Ана, «Пери» П. Дюка.