Эйхенвальд Маргарита Александровна
Эйхенва́льд Маргари́та Алекса́ндровна (в замужестве Трезвинская) [9(22).11.1866, Москва – 11.9.1957, Нью-Йорк], российская певица (колоратурное сопрано). Дочь арфистки И. И. Эйхенвальд и художника-фотографа А. Ф. Эйхенвальда. В 1889 г. окончила Московскую консерваторию (класс Э. О. Тальябуэ). В 1889–1901 гг. солистка императорского Большого театра в Москве. Пользовалась успехом в операх М. И. Глинки (Людмила, Горислава – «Руслан и Людмила»), П. И. Чайковского (заглавная партия в опере «Иоланта» и др.), Н. А. Римского-Корсакова (одна из лучших в карьере – заглавная партия в опере «Снегурочка»; первая исполнительница в Большом театре, 1893), В. А. Моцарта, В. Беллини и др. Вместе с мужем, певцом С. Е. Трезвинским, участвовала в первой постановке оперы «Сон на Волге» А. С. Аренского (1890, под управлением автора). Современники восторженно отзывались о пении Эйхенвальд: «…трудно даже вообразить себе что-либо прекраснее, до того средства артистки гармонируют с задачей. Прелестная инструментовка ещё лучше оттеняет красоту и свежесть тембра её голоса, нисколько не подавляя и не покрывая его сопоставлениями с мягкими тембрами аккомпанемента. Вся опера была для г-жи Эйхенвальд сплошным торжеством... молодая артистка воплощала в себе поэтический образ Снегурочки со всей её прелестью и грацией» (Кашкин Н. Д. Современное обозрение. Москва. Большой театр // Артист. 1893. № 27. С. 118). Н. В. Салина вспоминала, что «хрустально-холодный» голос певицы дивно подходил к партии Снегурочки (Салина Н. В. Жизнь и сцена. Л., 1941. С. 111). Творчество Эйхенвальд высоко ценили Римский-Корсаков и Чайковский. В 1901 г. в связи с профессиональным заболеванием (спазм голосовых связок) оставила императорскую сцену, продолжала выступать в Тифлисском казённом театре, на московских частных сценах. В 1925 г. эмигрировала, давала уроки пения. Брат – А. А. Эйхенвальд, сёстры – Н. А. Эйхенвальд, М. А. Дубровская.