Валторна
Валто́рна (от нем. Waldhorn, буквально – лесной рог), духовой амбушюрный инструмент.
Представляет собой длинную (около 375 см) тонкую металлическую трубку с мундштуком и широким раструбом, свёрнутую в кольцо в несколько рядов. Входит в оркестровую группу медных духовых (принятое обозначение валторны – corno, с итал. «рог»).
Предшественник валторны – сигнальный рог. В музыкальной практике валторна появилась не ранее 17 в. Первоначально валторны были исключительно натуральными (производили обертоны натурального звукоряда) и использовались в разных строях в наборе. Чтобы упростить игру и при смене тональностей не менять инструменты, в 1-й половине 18 в. начали использовать дополнительные трубки – кроны, которые вставлялись между основной трубкой и мундштуком и понижали строй на необходимый интервал. Такие валторны, звук которых отличался блеском и яркостью, применяли композиторы барокко, например И. С. Бах («Бранденбургский концерт» № 1); искусство валторнистов в это время достигло высот виртуозности. Около 1750 г., благодаря нововведениям немецкого валторниста А. Хампеля (он предложил вставлять кроны в среднюю часть основной трубки и играть, опустив раструб), валторна приобрела благородный тембр и внешний облик, близкий современному; такие валторны ценили композиторы венской классической школы и композиторы-романтики К. М. фон Вебер, Ф. Мендельсон, М. И. Глинка, Г. Берлиоз и др.
В 19 в. музыканты (Ф. Перине, Г. Штёльцель и др.) продолжали экспериментировать с устройством медных инструментов ради получения хроматического звукоряда. Этапом в истории валторны явилось изобретение в начале 19 в. т. н. вентильного механизма. Среди новых конструкций валторны самой перспективной оказалась немецкая модель с трёхвентильным механизмом, включающим понижающие звук кроны, благодаря чему стало возможным расширить звукоряд до хроматического. Одним из первых хроматическую (вентильную) валторну использовал Р. Вагнер, который нередко соединял хроматические и натуральные валторны в одной партитуре. К 1870-м гг. хроматическая валторна вытеснила натуральную. К натуральным валторнам, окончательно устаревшим к тому времени, обратился в 1910 г. М. Равель в оркестровой версии «Паваны на смерть инфанты».
Валторна – транспонирующий инструмент; до конца 19 в. использовались разные строи, с конца 19 в. наиболее употребительна валторна в строе «фа» (in F), звучащая на квинту ниже записи в скрипичном ключе и на кварту выше записи в басовом ключе. Современная валторна в строе «фа» имеет полный хроматический звукоряд большого диапазона – от «си» контроктавы до «фа» второй октавы (по звучанию). С 20 в. применяются двойные валторны с дополнительным вентилем (т. н. квартвентиль), включающим кроны, которые расширяют возможности игры в высоком регистре.
В симфоническом оркестре используются «хоры валторн», обычно состоящие из четырёх («Вальс цветов» в балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского) либо восьми («Пляски щеголих» в балете «Весна священная» И. Ф. Стравинского) инструментов. Валторне часто поручаются кантиленные соло (например, мелодия главной темы II части Симфонии № 5 Чайковского). Образец виртуозного соло, охватывающего весь диапазон, – главная тема симфонической поэмы «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля» Р. Штрауса.
Помимо самой распространённой, немецкой модели валторны в настоящее время встречается также венская валторна (преимущественно в австрийских оркестрах). Исторические виды валторн используются в аутентичном исполнительстве.
В 20–21 вв. интерес к валторне как сольному инструменту возрос. Произведения с участием валторны писали Б. Бриттен, А. Веберн, П. М. Дейвис, Э. В. Денисов, П. Хиндемит, А. Шёнберг и другие композиторы. Среди выдающихся валторнистов 20–21 вв.: Д. Брейн, В. М. Буяновский, Ш. Дор, Н. Сандерс, С. Уиллис.