Клементьев Лев Михайлович
Клеме́нтьев Лев Миха́йлович [12(24).2.1868, по другим сведениям, 20.3(1.4).1868, Санкт-Петербург – 13(26).10.1910, Тифлис, ныне Тбилиси; похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге], российский певец (тенор).
Окончил Петровское коммерческое училище и кадетский корпус. Обучался пению в Петербурге у К. И. Кржижановского (1887–1888), совершенствовался в Париже (у М. Оливьери, 1889) и Милане (у М. А. Петца, 1890). В 1887–1888, 1890–1891 гг. выступал в Петербургской оперетте (антреприза С. А. Пальма, дебютировал в партии Баринкая в «Цыганском бароне» И. Штрауса), летом 1888 г. – в опереточных труппах Одессы, Харькова (антреприза В. И. Родона), в 1891–1892 гг. – в Москве (антреприза М. В. Лентовского). Солист Киевской оперы (антреприза И. Я. Сетова, 1888–1889), Тифлисской оперы (антреприза В. Л. Форкатти, 1889–1890; исполнил здесь партию Фет-Али в премьере комической оперы «Попугай» А. Г. Рубинштейна на русской сцене, 1889, среди партнёров – М. К. Максаков, П. А. Лодий).
В 1892–1902 гг. солист московского Большого театра. Дебютировал на этой сцене в 1892 г. в партии Германа в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского, высоко оценившего исполнение Клементьева. На сцене Большого театра выступил в 35 партиях, среди них: Ленский и Водемон («Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского), Князь («Русалка» А. С. Даргомыжского), Синодал («Демон» Рубинштейна), Собинин («Жизнь за царя» М. И. Глинки), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Рауль («Гугеноты» Дж. Мейербера), Тангейзер и Зигмунд («Тангейзер» и «Валькирия» Р. Вагнера), Ричард и Радамес («Бал-маскарад» и «Аида» Дж. Верди). Принимал участие в постановках опер «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (1893, Бобыль; впервые в Большом театре), «Алеко» С. В. Рахманинова (1893, Молодой цыган; мировая премьера), «Анджело» Ц. А. Кюи (2-я редакция; 1901, Родольфо; московская премьера; в ансамбле с Ф. И. Шаляпиным, Н. В. Салиной и Л. В. Собиновым); был первым исполнителем партии Водемона на сцене Большого театра (1893).
Впоследствии выступал в частных оперных труппах Петербурга (Большой зал консерватории, антреприза К. О. Гвиди, 1902; театр «Аквариум», Русско-итальянская опера, антреприза Н. П. Глясса, 1903; Новый летний театр «Олимпия», антреприза Е. Н. Кабанова и К. Я. Яковлева, 1903, 1904, 1906, неоднократно был здесь партнёром Шаляпина; «Новая опера», антреприза А. А. Церетели, 1904–1906, пел здесь вместе с Т. Руффо; Народный дом, 1907–1909), Москвы (Частная русская опера С. И. Мамонтова, 1903; театр «Аркадия», антреприза М. Е. Медведева, 1903–1904), Нижнего Новгорода (антреприза А. Н. Дракули, 1905) и других городов. Гастролировал в Одессе, Харькове, Киеве, Баку, Саратове, Перми, Тифлисе, за границей: турне по городам Европы и Америки (1906), гастроли в Софии (1908).
Обладал сильным лирико-драматическим тенором большого диапазона, с характерной баритональной окраской в нижнем регистре, свободным и звонким верхним регистром, безупречной вокальной техникой. Выразительное пение сочеталось у Клементьева с убедительной актёрской трактовкой ролей. Прославился как непревзойдённый исполнитель партии Нерона в одноимённой опере Рубинштейна. Также выступал как камерный певец.
Записи голоса Клементьева были сделаны в 1902, 1903 и 1909 гг. на фирме «Граммофон», в том числе ария Хозе, каватина Владимира Игоревича («Князь Игорь» А. П. Бородина), думка Йонтека («Галька» С. Монюшко), строфы Нерона (2 варианта), романс Рауля, баллада Ричарда, ариозо Германа, ария Ленского, каватина Князя, романсы. Некоторые из них были переизданы фирмой «Мелодия» на грампластинке «Иван Алчевский, тенор. Лев Клементьев, тенор» (1983).
Внук – Георгий Евгеньевич Клементьев (род. 1946), дирижёр, педагог, музыковед, заслуженный артист РФ (2006).